Безболезненный переход
Почему Reckitt Benckiser продает бизнес в РФ
Производитель бытовой химии, презервативов и обезболивающих — британская компания Reckitt Benckiser — ищет для своего российского подразделения нового владельца. Им может стать третья сторона или сотрудники, говорится в официальном сообщении. В портфеле фирмы такие бренды, как «Нурофен», Durex, Strepsils, Vanish и Cilit Bang.
Reckitt Benckiser пообещала, что переход к новому владельцу будет плавным — сотрудникам продолжат платить зарплату и бонусы до конца 2022 года. В российском подразделении работает больше 1 тыс. человек.
Уход игрока вряд ли будет чувствительным для рынка, говорит директор по развитию компании RNC Pharma Николай Беспалов: «Передача бизнеса Reckitt Benckiser третьим лицам или третьим собственникам глобально ничего не изменит.
Речь не идет о жизненно необходимых препаратах, на российском рынке огромное количество аналогов, в том числе отечественного производства. Продукты, которые представляет Reckitt, в основном ценны только с точки зрения рыночных характеристик — это по большей части бренды, и каких-то технологических особенностей практически нет. Более того, одна из марок презервативов приобретена у российской компании.
Вероятно, эти бренды и вовсе останутся в РФ, а компания перейдет в формат отчислений за право их использования на территории РФ, вот и все. То есть немного поменяется модель поведения, но суть бизнеса останется прежней».
По данным Минпромторга, дефицита презервативов в России не ожидается, об этом ведомство говорило в середине марта. Основные страны-импортеры — Таиланд, Индия, Корея и Китай — не прекращали поставки в страну. Кроме того, некоторые марки контрацептивов, например, Contex производят в России.
Reckitt Benckiser может сохранить поставки, однако товары наверняка подорожают из-за логистического кризиса, говорит гендиректор агентства Infoline Иван Федяков: «Уход этой компании в моем понимании уже ознаменует вторую волну оттока иностранного бизнеса из России. Если первая волна была во многом политически мотивирована, то сейчас зарубежные организации уже понимают: даже если они останутся на рынке, то столкнутся с падением продаж на фоне снижения реальных доходов населения.
Уменьшение потребительской активности сделает деятельность многих компаний просто-напросто нерентабельной в РФ. Для них есть смысл отсюда "катапультироваться" тем или иным способом.
Будет спрос, они останутся доступны. Понятно, что в условиях даже самых жестких санкций предприниматели найдут способ поставки товаров. В том же самом Иране почти все известные марки присутствуют на рынке.
Другой вопрос, что объемы потребления этой продукции резко сократятся как на фоне снижения реальных доходов, так и из-за усложнения схемы поставок, что приведет к увеличению ее стоимости.
В прошлом те самые оптимальные маршруты, которые были использованы для поставки потребительских товаров, сейчас становятся либо недоступными, либо крайне затруднительными».
В начале марта Reckitt Benckiser приостановила все инвестиции, а также рекламу в России. По данным профильных СМИ, компания занимала пятое место в стране среди крупнейших зарубежных рекламодателей.