Доллар проехался по транспортной реформе
И осложнил внедрение новой модели межмуниципальных перевозок
С реализацией реформы межмуниципальных перевозок, стартовавшей в Пермском крае в 2020 году, возникли проблемы. Часть поставок новых автобусов, которые уже должны работать на маршрутах, сорвалась, часть уже оплаченной техники перевозчики получить не смогли, так как лизингодатели в одностороннем порядке изменили цены. В краевом минтрансе сообщают, что сейчас ситуация налаживается. В министерстве также подготовили меры поддержки транспортной отрасли, чтобы избежать отказа перевозчиков обслуживать маршруты. По мнению экспертов, они действенны, но пакет мер необходимо дополнить.
Вчера на заседании рабочей группы по развитию автомобильных дорог и дорожной деятельности при заксобрании Пермского края замглавы краевого минтранса Александр Полыгалов отчитался о внедрении новой модели межмуниципальных перевозок. Реформа стартовала еще в 2020 году. Новая модель перевозок аналогична той, что была внедрена в краевой столице. Она предполагает разработку новой маршрутной сети и заключение брутто-контрактов с перевозчиками, что должно позволить установить на маршрутах регулируемые тарифы и обновить подвижной состав. После завершения реформы в регионе должно быть 142 межмуниципальных маршрута с 348 автобусами, оснащенными датчиками учета пассажиропотока, видеонаблюдением, системами спутниковой навигации и безналичной оплаты проезда.
По словам господина Полыгалова, на сегодняшний день заключено 25 брутто-контрактов на обслуживание маршрутов сроком на пять лет и 30 краткосрочных контрактов сроком от шести месяцев до года. Их общая сумма составляет 13,8 млрд руб. К концу 2022 года по новой схеме будет обслуживаться 134 маршрута, или 94% всех межмуниципальных автобусных направлений. Переход на эту модель еще восьми маршрутов будет завершен в 2023–2025 годах.
Как следует из доклада замминистра, вывести новую технику в полном объеме удалось не на все законтрактованные маршруты. Из 315 новых автобусов, которые должны сегодня совершать рейсы, работает только 245. С поставкой еще 70 транспортных средств, по словам замминистра, возникли проблемы.
Министр транспорта Прикамья Андрей Алякринский, также присутствовавший на заседании рабочей группы, пояснил, что сроки поставки части автобусов «из-за ситуации в мире» сорвались. Еще часть техники уже находилась в Перми, но перевозчики не смогли ее получить. «Лизинговые сделки были уже проплачены, однако в связи со скачком курса доллара после 24 февраля и повышением ставки ЦБ до 20% лизингодатели либо разорвали контракты, либо пересмотрели цены в одностороннем порядке — вместо 14 млн руб. автобус стал стоить 20 млн руб. На сегодняшний день курс доллара опустился, и стоимость автобусов стала адекватной. Сейчас транспортные средства еженедельно допоставляются»,— сообщил господин Алякринский.
Депутаты попросили представителей министерства оценить риски возможного отказа от исполнения обязательств перевозчиков, которые уже заключили контракты.
Андрей Алякринский ответил, что такой риск есть всегда, но сегодня он повышен, так как возникли сложности с обслуживанием транспорта из-за проблем с поставками запчастей. «Но мы смотрим за ситуацией. Минтранс РФ проводит совещания практически ежедневно, обсуждаются меры поддержки отрасли. Мы, со своей стороны, также направили губернатору предложения, как мы можем помочь транспортникам. Выделение субсидий пока не рассматриваем, но предлагаем, например, авансирование в рамках заключенных контрактов, чтобы предприниматели могли сразу закрыть лизинговые сделки»,— рассказал министр.
Помимо этого, со стороны региона предлагается предоставлять перевозчикам отсрочку до шести месяцев по приобретению новых автобусов, снизить требования к резервным транспортным средствам (допустимый срок их эксплуатации на момент начала работы по контракту увеличится с одного года до пяти лет) и к установке дополнительного оборудования. Планируется также уменьшить размер обеспечения контракта до минимально возможных 0,5% и компенсировать затраты по автовокзальным услугам. О начале действия мер поддержки министерство транспорта Прикамья сообщит позже.
По словам председателя Ассоциации перевозчиков Пермского края Олега Сасунова, отрасль действительно оказалась в непростом положении и нуждается в поддержке со стороны государства. «Главная сложность заключается, конечно, в возникших проблемах с поставками иностранных комплектующих, которые сегодня используются даже в автобусах отечественного производства. Возможно, будут найдены какие-то обходные пути поставок через страны-партнеры, или мы переориентируемся на китайские запчасти, но в этот переходный период предпринимателям будет сложно соблюдать изначально установленные в контрактах требования к подвижному составу, так что снизить их — разумное решение»,— полагает господин Сасунов.
Глава региональной ассоциации перевозчиков отмечает, что не только с технической, но и с экономической точки зрения перевозчикам будет трудно работать без поддержки. «Доходность брутто-контрактов для них в принципе была невысокой, и любое финансовое изменение — рост цен на запчасти и топливо, повышение процентных ставок лизинговых платежей — повлечет убытки. В итоге это просто приведет к банкротству транспортных компаний»,— поясняет Олег Сасунов.
Президент Пермской торгово-промышленной палаты Олег Жданов считает предложенные краевыми властями меры справедливыми, но видит необходимость в их расширении. «Мы предлагали также пересмотреть сроки контрактов, и по-прежнему считаем, что это нужно сделать. В нынешней ситуации, когда инфляция по итогам года прогнозируется на уровне 20%, пятилетний контракт — это удавка, а уж какими будут цены в 2027 году, сказать сейчас вообще никто не сможет. Поэтому нужно либо сократить сроки контрактов до одного-двух лет, либо регулярно пересчитывать их стоимость в соответствии с показателями инфляции»,— говорит господин Жданов.