«Жена Чайковского» едет в Канн
Какие шансы у ленты Кирилла Серебренникова взять награду кинофестиваля
Фильм режиссера Кирилла Серебренникова покажут в Канне, несмотря на решение фестиваля не принимать официальную российскую делегацию. За главный приз поборется картина «Жена Чайковского», посвященная взаимоотношениям композитора и его супруги. Главную мужскую роль сыграл актер «Гоголь-центра» Один Байрон, женскую — Алена Михайлова. Юбилейный 75-й Каннский фестиваль в этом году пройдет на Лазурном берегу 17-28 мая. Для Серебренникова это уже третье участие в основном конкурсе, а съемки ленты, как сообщают СМИ, заняли около 10 лет. Будут ли у нее шансы на победу? И о чем именно этот фильм? Разбирался Иван Якунин.
Снять фильм о Петре Чайковском Кирилл Серебренников решил в начале 2010-х годов. Изначально он получил 30 млн руб. от Минкультуры, но затем Фонд кино не увидел зрительского потенциала картины. В итоге деньги вернули, а съемки надолго отложили. Правда, в 2016 году режиссер все же выпустил семиминутный фильм о Чайковском. В центре сюжета исторический эпизод, когда энтузиаст звукозаписи Юлий Блок привез в Россию фонограф Эдисона. Итогом стала запись чуть длиннее минуты, на которой Петр Чайковский и его друзья обмениваются шуточными фразами. Именно эта фонограмма и стала звуковым сопровождением короткометражки.
Финальный сценарий полного метра Серебренников написал, находясь под домашним арестом по делу «Седьмой студии». Художественный фильм расскажет историю Антонины Милюковой, которая постепенно впадает в безумие из-за гомосексуальности супруга. Смещение акцента на жену Чайковского выгодно выделит фильм Серебренникова среди лент о жизни великих людей, рассуждает кинокритик портала The City Егор Москвитин:
«Историей одновременно занимались многие люди, так что были разные версии интерпретации этих событий. Точка зрения, которую предлагает фильм, интересна тем, что позволяет посмотреть на гения в отражении глаз его супруги. Например, первая часть "Крестного отца" как раз завершается тем, что мы видим главного героя глазами его жены. Перед ней закрывается дверь, то есть он отдаляется от нее ради своего мира, своих амбиций. Красивая метафора наверняка будет раскрыта самым что ни на есть душещипательным образом».
В начале марта Каннский фестиваль объявил, что не будет принимать официальную российскую делегацию и кого-либо, связанного с российским правительством. Однако собеседники “Ъ FM” полагают, что картины Серебренникова такая политика коснуться не могла. Дело в том числе в актерском составе. На экране появятся, например, Варвара Шмыкова и рэпер Oxxxymiron. Как пишут СМИ, это связано с их оппозиционными взглядами. Да и самого режиссера, чье условное осуждение отменили всего две недели назад, связанным с государством не назовешь, отмечает редактор портала kinoteatr.ru Алексей Филиппов:
«Большие мировые фестивали много лет брали только те фильмы, которые по смыслу не аккредитованы с российской властью. Кирилл Серебренников не ассоциируется с другими вещами, которые производит РФ. Более того, он как бы антоним всего этого. Человек, который только что отбыл срок домашнего ареста, плюс, может быть, это такая продукция, что несколько размывает принадлежность "Жены Чайковского" именно к российскому кино. Поддержка режиссера с таким бэкграундом могла повлиять на решение Каннского кинофестиваля».
Состоится ли премьера «Жены Чайковского» в России, пока непонятно. Во всяком случае, установленной даты нет. Туманны и конкурсные перспективы ленты. В основной смотр Каннского кинофестиваля фильмы Серебренникова уже попадали, но главного приза ни «Лето», ни «Петровы в гриппе» не взяли. Собеседники “Ъ FM” полагают, что и в этом году шансы у «Жены Чайковского» не слишком высоки. Конкуренция у картины будет очень серьезная, продолжает кинокритик портала The City Егор Москвитин:
«Такой сильной конкурсной программы в Каннах не было довольно давно.
Победитель недавнего прошлого с "Магазинными воришками" Хирокадзу Корээда из Японии, победитель старых Канн Рубен Эстлунд с фильмом "Треугольник скорби". Огромное количество женщин-режиссеров, включая Келли Райхардт, которая просто-напросто легенда. И Клер Дени, которая умудрилась в этом году снять сразу два фильма. Если добавить сюда еще и Дэвида Кроненберга, Джеймса Грея, то получится, как говорят в футболе, группа смерти».
К слову, откроется юбилейный каннский смотр комедией французского оскаровского лауреата Мишеля Хазанавичуса. Сюжет фильма «Окончательный монтаж» строится вокруг зомби-апокалипсиса в масштабах съемочной площадки малобюджетного боевика. Правда, на французском лента называется иначе, всего одной буквой — на всех постерах изображена кровавая литера Z.