«Аукционы внутри страны продолжаются»

Дмитрий Буткевич — о торгах «Литфонда»

Обозреватель “Ъ FM” Дмитрий Буткевич рассказывает о предметах искусства, выставленных в рамках аукциона.

Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ

Аукционный бизнес в России продолжается. Надо сказать, что отечественный антик-рынок всегда был не слишком тесно связан с мировым, поэтому в этом сегменте наложенные санкции практически никак не проявились. Да, отменили торги так называемой русской недели в Лондоне, которая должна была пройти в начале июня, но не отказались, а пока просто отложили. Да, задержали в Париже картину, принадлежащую Петру Авену, который всегда был заметным покупателем на русских торгах. Но больше из собирателей российского происхождения никто не пострадал, а аукционы внутри страны продолжаются.

Уже 16 апреля аукционный дом «Литфонд» проведет очередные торги — ставки делают онлайн. Всего заявлено около 200 произведений живописи и графики, икон, изделий из стекла, фарфора и дерева. Выставка в Большом Харитоньевском переулке проходит до самого старта продаж. Главный топ-лот — портрет Ильи Эренбурга, созданный Анри Матиссом в 1946 году во время его приезда в Москву. Работа хранилась в одной и той же семье.

Эренбург — очень неоднозначная в отечественной истории и литературе фигура, тем не менее личность весьма заметная. Осенью 1918 года он переехал в Киев, где квартировал у своего двоюродного брата Александра Лурье, врача-дерматовенеролога местной еврейской больницы. Через год он женился на племяннице доктора, которая к тому же приходилась ему самому двоюродной племянницей по матери. Вот в семье Лурье этот портрет так и хранился.

В своей знаменитой книге «Люди, годы, жизнь» Эренбург рассказывает о том, как великий импрессионист работал над его портретом: «За три сеанса он сделал, если память мне не изменяет, около 15 рисунков, два подарил мне и под лицом красивого юноши, чуть улыбаясь, надписал: "По Эренбургу". Не знаю, следует ли назвать эти рисунки портретами».

Лидирующая ставка пока 600 тыс. руб. Другой топ, у которого она такая же, — хрустальный кувшин в стиле модерн, созданный мастерами Императорского стеклянного завода и имеющий клеймо фирмы Фаберже. Не могу не упомянуть о пасхальном яйце «Святой царевич Димитрий» — это мой святой — Императорского фарфорового завода конца XIX века. Пока цена 120 тыс. руб.

Вся лента