От переговоров ждут шагов через границу
Армения предлагает Турции открыть сухопутное передвижение сначала для избранных, а затем для всех
Армения и Турция готовы провести третью встречу спецпредставителей по восстановлению отношений — на этот раз не в Москве, а в Вене. При этом в МИД Армении выразили готовность к «смелым», а также «непрерывным и четким» шагам навстречу партнерам. Одним из них, как утверждают в Ереване, может стать открытие сухопутной границы двух стран — хотя бы для владельцев дипломатических паспортов. Собеседники “Ъ” полагают, что рецепт по улучшению армяно-турецких отношений остается прежним — скорейшее урегулирование нагорнокарабахского конфликта.
Армянский и турецкий спецпредставители Рубен Рубинян и Сердар Кылыч готовятся к новой встрече — в Вене. Об этом рассказал в пятницу агентству «Арменпресс» пресс-секретарь МИД Армении Ваан Унанян, призвав не искать в выборе места скрытый смысл: по его словам, это «чисто технический вопрос». Отметим, что первый раз, 14 января, дипломаты встречались в Москве, а затем — как раз в Вене. Правда, вторая встреча прошла практически незамеченной, так как выпала на 24 февраля — день, когда Россия начала «специальную военную операцию» на Украине.
«Между сторонами есть предварительная договоренность о том, что следующая встреча может состояться в Вене. Общество будет должным образом проинформировано, как только дата и место встречи будут окончательно подтверждены»,— анонсировал новый этап переговоров Ваан Унанян. И рассказал о подходе, который избрал Ереван. «Мы убеждены, что единственный путь вперед — это непрерывные четкие шаги. Например, мы предлагали турецкой стороне на первом этапе открыть сухопутную границу для обладателей дипломатических паспортов, но турецкая сторона медлит. Думаем, это будет небольшой, но содержательный, важный шаг. Надеемся, что в этом вопросе удастся добиться результата»,— сказал он. Напомним, что сухопутная граница между Турцией и Арменией закрыта с апреля 1993 года. Впрочем, и до этого она была открыта с определенными ограничениями.
Днем ранее о том, что следующая встреча спецпредставителей пройдет в Вене, рассказал в интервью телеканалу NTV глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу. При этом он выразил мнение, что переговоры должны проходить либо в Турции, либо в Армении, а не на территории третьих стран.
Еще в конце 2021 года две страны договорились о восстановлении прямого авиасообщения и отмене эмбарго на импорт турецких товаров в Армению, а 12 марта глава МИД Армении Арарат Мирзоян посетил дипломатический форум в Анталье.
Между тем, по мнению опрошенных “Ъ” экспертов по региону, существенному продвижению диалога способствовало бы событие, которое относится не к армяно-турецким, а к армяно-азербайджанским отношениям. Это принятие Ереваном пяти принципов, предложенных в Баку в качестве основы будущего мирного договора между двумя странами.
Принципы, в частности, включают в себя взаимное признание суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности границ Армении и Азербайджана, установление дипотношений и открытие транспортных коммуникаций.
Обсуждение этой темы продолжалось и в пятницу. В этот день глава МИД Армении Арарат Мирзоян позвонил своему российскому коллеге Сергею Лаврову, чтобы обсудить «дальнейшие шаги по разблокированию транспортных коммуникаций в регионе и делимитации армяно-азербайджанской границы», а также «перспективы согласования мирного договора между Ереваном и Баку при российском содействии». Практически наверняка о подготовке мирного договора будут говорить и 19 апреля, когда премьер-министр Армении Никол Пашинян встретится с президентом России Владимиром Путиным в Москве.
Директор российского Центра изучения современной Турции Амур Гаджиев подтвердил “Ъ”, что непосредственная связь между армяно-азербайджанскими и армяно-турецкими отношениями сохраняется и на обсуждение мирного договора между Ереваном и Баку наверняка обратили внимание и в Анкаре. «Судя по заявлениям армянских и турецких властей, стороны готовы к реальным договоренностям,— отметил господин Гаджиев.— Но на практике дела обстоят иначе. Вроде заявлялось, что процесс должен идти без предварительных условий. Но при этом от своих требований никто не отказывается. Это касается и событий 1915 года, которые в Ереване считают геноцидом, а в Турции — нет, и территориальных претензий, и статуса Нагорного Карабаха, и открытия Зангезурского коридора. Поэтому на деле все еще находится на подготовительной стадии».
Комментируя идею Еревана открыть сухопутную границу хотя бы для владельцев дипломатических паспортов, эксперт отметил, что «само предложение носит символический характер, но имеет большое практическое значение с точки зрения процесса переговоров», так как позволяет оценить реакцию турецкой стороны. Публичных комментариев по этому поводу от властей Турции в пятницу не звучало.
Армянский тюрколог Георгий Мирзабекян также заявил “Ъ” о существующей связи между переговорными процессами, но уточнил, что Ереван пытается ее разорвать. «Армения готова к реальным шагам. Ее цель — отделение армяно-турецкого диалога от азербайджано-турецкой повестки по Карабаху,— сказал господин Мирзабекян.— Но, думаю, Турция пока не готова к быстрым результатам по диалогу с Арменией. Анкара действует с Баку сообща. Турецкие власти в настоящее время наблюдают за переговорным процессом между Ереваном и Баку по подписанию мирного соглашения.
Турция предпримет действенные шаги по диалогу с Арменией только после того, когда Баку посчитает свои интересы удовлетворенными на карабахском треке».
Поэтому в возможность даже частичного открытия сухопутной границы между Турцией и Арменией собеседник “Ъ” в Ереване не верит. «Этот символический шаг может стать хорошим прецедентом в двусторонних отношениях,— сказал армянский эксперт.— Но из-за возможного протеста Азербайджана сложно надеяться, что Турция на это пойдет».