В поисках новых путей
Сколько стоят билеты за рубеж
На фоне санкций и непростой геополитической обстановки поездки россиян в другие страны заметно осложнились. Количество рейсов российских и продолжающих летать в страну зарубежных перевозчиков сильно ограничено. «Деньги» выяснили, сколько стоит отправиться за границу на самолете, поезде или автобусе.
Для зарубежных поездок российских туристов пока сохраняется большое число барьеров: резко ограничившееся авиасообщение, сохраняющиеся пандемийные ограничения, не работающие за рубежом эмитированные в России банковские карты и сложности с покупкой валюты внутри страны. Тем не менее путешественники уже активно прокладывают новые логистические маршруты за рубеж.
Прямые рейсы
Формально российские власти сняли ограничения на прямое авиасообщение с десятками «дружественных» стран. Но из-за санкционных ограничений для российской авиаотрасли и закрытия воздушного пространства со стороны западных стран количество доступных соотечественникам прямых рейсов сильно ограничено. Так, в Европу на протяжении марта—апреля сохранялись только прямые рейсы перевозчика Air Serbia, следовавшие из российских городов в Белград. Стоимость билета из Москвы в Белград и обратно на 20–27 мая в середине апреля составляла от 78,2 тыс. руб. Из Санкт-Петербурга в аналогичные даты можно было купить билет за 69,5 тыс. руб.
Более доступны для россиян полеты в Турцию. Так, билеты из Москвы в Стамбул с пересадкой в Сочи или Минеральных Водах в системах бронирования доступны в среднем за 35 тыс. руб. В Анталью аналогичные рейсы есть за 31,1 тыс. руб. На похожих условиях соотечественники могут отправиться из Москвы в Каир.
Перспективными направлениями для путешествий на фоне масштабных ограничений оказались страны постсоветского пространства — во многом за счет сравнительно доступного бюджета поездки. Так, прямой авиаперелет из Москвы в Ереван и обратно на 20–30 мая в середине апреля в системах поиска и бронирования стоил 23,3 тыс. руб. В Ташкент в тех же числах можно было отправиться за 24,5 тыс. руб., а билеты в Бишкек стоили 18,8 тыс. руб. Сохранить российским перевозчикам удалось и прямые перелеты в Коломбо. Билеты из Москвы и обратно на 20–28 мая в апреле стоили 41,3 тыс. руб. Представитель OnlineTur.ru Игорь Блинов указывает, что направление пользуется устойчивым спросом у российских путешественников, несмотря на сложную внутриполитическую обстановку в стране.
Стыковочные маршруты
Дополнительный спрос на перелеты в скором времени могут получить страны, через которые путешественники могут отправиться куда-то со стыковкой, констатирует руководитель направления «Авиабилеты» «Туту.ру» Ольга Епихина.
Среди очевидных примеров — уже ставшие для россиян транспортными хабами города Турции, ОАЭ и Катара. Так, через Стамбул, Анталью, Дубай и Абу-Даби российские путешественники сейчас могут попасть в европейские страны.
Например, перелет из Москвы в Мадрид и обратно на 15–22 мая с пересадкой в Абу-Даби в одной из поисковых систем в середине апреля стоил 69 тыс. руб. В Париж со стыковкой в Анталье в те же даты можно было слетать за 66,5 тыс. руб.
С пересадками путешественники сейчас ездят и в популярные азиатские страны. Например, цена рейса из Москвы в Бангкок и обратно в системах бронирования на середину июня с пересадкой в Абу-Даби составляла около 60 тыс. руб. На Бали можно было отправиться примерно за 100 тыс. руб.
Но перспективы стать стыковочными хабами для российских путешественников есть и у неожиданных направлений. Так, в середине апреля был анонсирован новый рейс из египетского Каира на Кипр. Осуществлять полеты в Ларнаку с конца апреля планирует Cyprus Airways. Цена доступных для бронирования рейсов на май на официальном сайте перевозчика начиналась от €71 за билет в одну сторону. Но, учитывая цену перелета из Москвы в Каир, такое путешествие все равно, вероятно, окажется для российского туриста накладным.
Железнодорожные путешествия
Количество доступных поездов за рубеж сейчас сильно ограничено. Например, традиционно курсировавший между Санкт-Петербургом и Хельсинки скоростной поезд Allegro прекратил движение еще в конце марта по решению финской стороны. Решение высказывалось как временное, но о возобновлении движения пока не сообщалось. Сейчас поездов, на которых можно добраться из России в европейские страны, нет. А следующие из Москвы и Санкт-Петербурга в Калининград через территорию Литвы маршруты не предполагают посадку и высадку пассажиров в стране.
Судя по данным сайта rzd.ru, международные поезда сейчас следуют только в Абхазию, Казахстан, Белоруссию и Монголию. Востребованными у путешественников из Москвы могут быть маршруты в Минск. Так, билеты на 1 мая по состоянию на конец апреля по этому направлению стоили от 2,9 тыс. руб., время в пути — менее семи часов. В Гродно можно было добраться за 4 тыс. руб. и примерно 14 часов. Поезд из Санкт-Петербурга в Минск идет около 13,5 часа и стоит от 3,6 тыс. руб. за поездку в одну сторону.
С Монголией и Казахстаном железнодорожное сообщение было возобновлено в конце апреля. В первом случае речь пока идет только о поездках из Иркутска. Поезд в Улан-Батор следует больше 22 часов и пока отправляется всего один раз в неделю — по пятницам. Стоимость билетов на середину мая начинается от 11,2 тыс. руб. в одну сторону. Поезда в Казахстан с конца апреля начали курсировать по маршруту Атырау—Астрахань. Билет в одну сторону на начало мая в апреле стоил от 2,1 тыс. руб., время в пути — более 11 часов. В конце июня планируется также запуск поездов в Алматы и Караганду из Саратова, Самары, Новосибирска, Омска и Казани.
Автобус за рубеж
Еще одной возможностью для поездок за рубеж остаются автобусные перевозки. В «Туту.ру» констатируют, что спрос на билеты по традиционным маршрутам Москва—Минск—Москва и Санкт-Петербург—Минск—Санкт-Петербург за год вырос на 15%. Цена перевозки из Москвы на конец апреля — начало мая начинается от 1,6 тыс. руб. в одну сторону, из Санкт-Петербурга — от 1,85 тыс. руб. Провести в пути придется 9 и 13 часов соответственно. Помимо Минска автобусы отправляются в расположенный недалеко от российской границы белорусский город Орша. Поездка из Санкт-Петербурга продлится десять с половиной часов и будет стоить 2,2 тыс. руб. Из Москвы получится доехать меньше чем за семь часов, а билет в одну сторону обойдется в 2 тыс. руб. Дорога из города в Витебск растянется на восемь часов, билеты доступны по цене от 1,8 тыс. руб.
Одновременно автобусные перевозки у России сохраняются со странами Прибалтики и Финляндией, где спрос на фоне ограничения прочих транспортных возможностей, по словам аналитиков, вырос в три раза. Так, самый бюджетный автобусный рейс из Санкт-Петербурга в Таллин на 30 апреля обойдется в 2,5 тыс. руб., в пути придется провести больше семи часов. Поехать в Хельсинки дороже — цены начинаются от 4,2 тыс. руб., время на дорогу — семь с половиной часов. Альтернативный вариант — отправиться в Лаппеэнранту. Цена билета сопоставима, но в пути придется провести лишь около пяти часов.
Цена популярных международных автобусных маршрутов весной 2022 года
|
Источник: данные «Туту.ру».
Из Москвы прямые автобусные перевозки сейчас доступны в Ригу. Билеты на 30 апреля доступны по цене от 8,8 тыс. руб., а в дороге путешественнику придется провести сутки. Из Риги на стыковочных рейсах можно отправиться в другие европейские города. Также в системе бронирования «Туту.ру» доступны билеты на автобусные рейсы из Москвы в Кишинев, их цена начинается от 20 тыс. руб., а в пути придется провести полтора-два дня. Учитывая сложную обстановку в регионе, маршрут следования рейсов может корректироваться. В среднем, согласно оценкам «Туту.ру», билеты на автобусы за рубеж из России за год выросли в цене в два с половиной раза.