Джордж Оруэлл нарасхват
Что читают россияне
Граждане стали активнее интересоваться антиутопиями и книгами по психологии. Роман «1984» Джорджа Оруэлла оказался в марте одним из самых востребованных на Ozon и Wildberries. Лидерами продаж также оказались книги Виктора Франкла о жизни в концлагере и Людмилы Петрановской о воспитании детей.
Объем заказов, по данным интернет-площадок, вырос на 30-70% процентов по сравнению с мартом прошлого года. Маркетплейсы не исключают, что на росте интереса сказалась, в частности, отмена зарубежных кинопремьер.
В сегменте художественной литературы, кроме Оруэлла, россияне чаще всего покупали «Портрет Дориана Грея» Оскара Уайльда и «Джейн Эйр» Шарлотты Бронте.
Усилился интерес и к русской классике, отмечает директор департамента художественной литературы издательства АСТ Сергей Рубис: «На второй неделе марта продажи книг выросли в три раза по отношению к первой. На третьей неделе — в два раза.
Мы шутили, что литература становится предметом первой необходимости вместе с гречкой и сахаром.
Джордж Оруэлл и так был востребован, а сейчас интерес к нему вырос в пять-шесть раз.
Олдос Хаксли, Евгений Замятин — "Мы", — видимо, людей интересует мироустройство, мировой порядок, мировая шахматная доска, раз они пошли читать первоисточники. Но популярна и русская, и зарубежная классика, викторианские романы, "Маленькие женщины" Луизы Мэй Олкотт, "Мастер и Маргарита" Михаила Булгакова. Есть непреходящие ценности, к которым люди решили обратиться».
Интерес к психологической и научно-популярной литературе начал расти еще в разгар пандемии, отмечают представители маркетплейсов. Однако справиться со стрессом такие книги помогут не всем, говорит доцент кафедры психиатрии и медицинской психологии РУДН Роман Сулейманов: «Попытка уйти от проблемы в нереальный мир — способ самообмана. У психологов есть для этого термин — "защитное фантазирование", — когда пациент представляет, что она не уволенная только что маркетолог, а принцесса. Вариант совершенно тупиковый. С другой стороны, для людей тревожных, мнительных, слабых он является спасительным.
Другой вариант — понять, что происходит вокруг и сделать из этого выводы, чтобы минимизировать последствия или, как говорят биржевики, "зафиксировать убытки", чтобы в дальнейшем не повторять ошибки и двигаться дальше. Рационализация всегда помогает справиться с темнотой невежества.
Однако обычно я не рекомендую читать литературу, где описаны реальные или жестокие вещи — это то же самое, что запивать депрессию алкоголем.
На полчаса становится легче, а потом вы расплачиваетесь еще худшим настроением в течение нескольких суток. Подростки часто как раз тяготеют к такого рода депрессивной литературе, читают какого-нибудь Ганса Фалладу, Кнута Гамсуна, Федора Достоевского — это только усугубляет депрессию».
По оценкам издательств, бумажные книги в России в ближайшее время могут подорожать сразу на 30% — из-за дефицита мелованной бумаги и краски для печати. С начала спецоперации на Украине сотрудничество с российским бизнесом также приостановили зарубежные писатели, в том числе Стивен Кинг и Нил Гейман. По данным Российского книжного союза (РКС), доля иностранных авторов в совокупной выручке российского книжного рынка достигает 40%.