«Самокат» сбавил скорость
С чем связано закрытие дарксторов в небольших населенных пунктах
«Самокат» за последний месяц закрыл бизнес в 15 городах. Как сообщают «Ведомости», оператор решил уйти из подмосковных Жуковского, Сергиева Посада, Наро-Фоминска, а также из уральских городов Краснокамска, Копейска и Аксая. По данным Ассоциации компаний интернет-торговли, «Самокат» занимает второе место после «Яндекс. Еды» по числу доставленных заказов.
Представитель «Самоката» подтвердил “Ъ FM” закрытие дарксторов в небольших населенных пунктах. В компании объяснили, что показатели эффективности в этих местах оказались ниже ожидаемых:
«Самокат» оптимизирует работу в новых условиях. Количество пользователей и операционные показатели в некоторых городах и районах не достигли необходимого уровня для эффективной работы сервиса. Поэтому 4 апреля «Самокат» остановил там свою деятельность, а также сократил число курьеров-партнеров.
Это произошло в Салавате, Каменск-Уральском, Наро-Фоминске и нескольких других городах. При закрытии курьерам-партнерам и сотрудникам дарксторов «Самоката» предложили переход на работу в другие локации или перевод в соседние города. Процессы внутри компании не останавливаются.
Наши специалисты в реальном времени анализируют спрос, предугадывая запросы пользователей. Мы расширяем пул поставщиков, пополняем ассортимент. Кроме того, продолжаем работу по подписанию новых контрактов с российскими и иностранными производителями, а также прорабатываем наиболее оптимальные логистические цепочки поставок импортных товаров.
Происходящее с «Самокатом» сейчас — это нормальное развитие бизнес-процесса оператора, говорит президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов. По его словам, спрос на экспресс-доставку в России сейчас растет: «Наш рынок сейчас проходит период своего становления.
И все бизнес-модели только складываются. Все зависит от того, какие задачи себе поставила компания, как она планирует их выполнять и достигает ли необходимых результатов.
Определенно в густонаселенных городах с высокой плотностью населения e-commerce развивать проще. То, что сервис протестировал себя в каких-то городах и решил в них не закрепляться, это внутреннее решение бизнеса. Значит, компания посчитала такую работу неэффективной.
Спрос постоянно растет. Более того, мы сейчас нанимаем больше 7 тыс. курьеров ежемесячно. Все сотрудники идут в сервисы экспресс-доставки — это как раз одни из главных "потребителей" рабочей силы. Спрос есть абсолютно точно. Количество заказов растет, по России оно достигает 800 тыс. в день. Москва генерирует самое большое количество заказов именно в экспресс-доставке — примерно 500 тыс».
Основные владельцы «Самоката» — Сбербанк и холдинг VK. Первый сейчас находится под санкциями. У второго последние месяцы тоже наблюдаются некоторые сложности, отмечает глава компании «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров. По его словам, владельцам «Самоката» сейчас придется вносить изменения в бизнес-модель оператора и принимать важные решения относительно его дальнейшей работы:
«Экономически эффективно работа может осуществляться, когда каждый курьер везет хотя бы несколько заказов. Если в городе спрос действительно достаточно низкий, то курьер доставляет один заказ. Компания очень много теряет на этом, потому что пользователь не платит за доставку, а уровень маржинальности не позволяет фактически софинансировать ее. Поэтому решение ожидаемое — уход из ряда малых городов, где была низкая плотность заказов.
Более того, в условиях текущей ситуации, когда чувствительность к цене у клиентов растет, по сути дела, ты платишь за быструю бесплатную доставку, покупая товар по более высокой цене. Для регионов и для малых городов эта бизнес-модель сейчас очевидно нерелевантна. В крупных городах тоже идет определенная оптимизация. Закрываются дарксторы, которые не вышли на самоокупаемость.
В принципе логика развития того же "Самоката" заключается в том, что, как только определенный даркстор дозревает с точки зрения плотности продаж, компания рядом открывает следующий, чтобы обеспечить высокое качество сервиса и скорость.
Сейчас стратегия немножко меняется. В некоторых случаях, наоборот, те дарксторы, которые еще не вышли на окупаемость, закрываются, повышая плотность продаж в более зрелых.
Это создает чуть большую нагрузку с точки зрения сроков доставки, но сейчас это решение адекватное. Если сфокусироваться на сроках доставки, то не удастся значимо улучить unit-экономику, а тогда есть определенные риски, что участники совместного предприятия могут пересмотреть целесообразность продолжения по работе сервиса».
По данным «СПАРК-Интерфакса», выручка «Самоката» в прошлом году превысила 35 млрд руб., а чистый убыток составил 9 млрд. Обороты «Самоката» в 2021-м составили почти 42 млрд руб. с НДС. По данным «Infoline-Аналитика», оператор занимает четвертое место после «СберМаркета», сервисов доставки еды X5 Retail Group и «Вкусвилла».