Стабильный мастер нестабильных времен
Умер Леонид Хейфец
На 88-м году жизни после тяжелой болезни скончался народный артист РФ, выдающийся российский театральный режиссер и педагог Леонид Хейфец, памятный своими эпохальными спектаклями на сцене московского Театра армии.
Леонид Хейфец был уроженцем Минска, но, пожалуй, его можно назвать одним из самых «московских» режиссеров. Последний период своей жизни он ставил в Театре имени Маяковского, но самые знаменитые периоды творчества Хейфеца — хотя и не самые длительные — были связаны с Театром Советской (потом Российской) армии. Оба раза Хейфец уходил оттуда не по своей воле, и оба этих периода совпадали с эпохами надежд на лучшую судьбу страны.
Первый пришелся на вторую половину 1960-х — формально уже и не «оттепель», но все-таки время, еще сохранявшее ее отсвет. Тогда Хейфец выпустил на сцене академического военного театра несколько заметных спектаклей, и самый знаменитый из них — вошедший в историю советского театра на правах одной из ее абсолютных вершин спектакль «Смерть Иоанна Грозного» по пьесе Алексея Толстого. Тогда в воздухе уже пахло возможной реабилитацией Сталина, и спектакль Хейфеца недвусмысленно читался зрителями в том числе и как протест против тиранической власти в России. В этом случае вольность не была пресечена, но в 1970 году после цензурного запрета одного из других своих спектаклей Хейфец вместе с группой коллег вынужден был уйти из театра.
В конце 1980-х годов, во время следующей оттепели, труппа, не забывавшая все эти годы успеха «Смерти Иоанна Грозного», пригласила Хейфеца, уже признанного мастера, вернуться в Театр армии. Тогда-то он и поставил один из самых важных спектаклей горбачевской перестройки — «Павел I» по пьесе Дмитрия Мережковского.
В нем одну из своих лучших ролей сыграл великий актер Олег Борисов, а Хейфец опять горько и вдумчиво говорил с театральных подмостков о судьбе страны и о судьбе власти. И вновь через несколько лет режиссеру пришлось покинуть театр — теперь, правда, уже не из-за цензуры, а в соответствии с обстоятельствами совершенно новой реальности: он стал жертвой бандитских разборок вокруг театральной недвижимости.
Между двумя этими яркими периодами на армейской сцене Леонид Хейфец почти два десятилетия работал в театре вроде бы далеком от какой-либо «злобы дня» — в Малом театре. Он был просто штатным, очередным режиссером, но спектакли его (такие как «Летние прогулки» Салынского, шекспировский «Король Лир» или «Картина» Даниила Гранина) составляли опору всего репертуара «дома Островского».
В целом же Хейфец был, наверное, одним из самых стабильных и сильных театральных профессионалов своего поколения. У него могли выходить спектакли более удачные или менее удачные, но качество выделки и то, что называется в театральном обиходе «разбором», то есть пониманием драматического содержания пьесы, всегда было безупречным.
В ГИТИСе на рубеже пятидесятых-шестидесятых он учился у Алексея Попова и Марии Кнебель, бывших, в свою очередь, учениками Константина Станиславского — то есть главную методологию русского драматического театра Хейфец получил, что называется, из первых рук. Конечно, в советском театральном образовании метод Станиславского часто превращался в набор выхолощенных догм. Однако Леонид Хейфец был не просто верным жрецом культовой «системы», но в первую очередь ее глубоким знатоком, вдохновенным и тонким проводником.
Ученик великих педагогов, он и сам много десятилетий занимался педагогической деятельностью и стал одним из лучших театральных учителей в России, как для актеров, так и для режиссеров. Он знал, как обнаружить талант и как превратить его обладателя в настоящего профессионала. Среди выпускников его мастерской — Виктория Толстоганова, Павел Деревянко, Александр Усов, молодые, но уже известные режиссеры Александр Молочников, Никита Бетехтин, Дмитрий Акриш и многие другие. Для них, как и для многих зрителей, Леонид Хейфец останется настоящим мастером, знатоком всех тайных законов не только сцены, но и самой жизни.