Кадры решают
В последние годы российские предприятия остро ощущают нехватку высококвалифицированных IT-специалистов. Банки, девелоперы, операторы связи, промышленные предприятия— все занимаются цифровизацией, создают экосистемы и так далее. Образовательные учреждения увеличили количество бюджетных мест для подготовки IT-специалистов, которые смогут разрабатывать программы и поддерживать работу сервисов. Работодатели готовы платить им высокие зарплаты. Несмотря на это, по мнению экспертов, дефицит квалифицированных кадров станет еще заметнее.
Кого не хватает
По оценке Министерства цифрового развития России, российской IT-отрасли не хватает от 500 тыс.до 1 млн человек квалифицированных кадров. В ближайшие пять лет эта цифра может достичь 2 млн человек. В региональном минцифры затруднились ответить, какой дефицит на рынке Башкирии сегодня, но отметили, что к 2030 году цифра достигнет 6 тыс. человек.
«Конкуренция за IT-специалистов на рынке труда очень высокая. На протяжении всего 2021 года уровень профессиональной конкуренции в Башкирии в данной сфере не превышал 2,9 резюме на одну вакансию. При этом комфортным для рынка труда показателем считается 5–6 резюме на одно предложение о работе», — рассказывает директор hh.ru Урал Оксана Сидлецкая.
Несмотря на то, что предложения по заработной плате в этой отрасли гораздо выше, чем в среднем в экономике региона, спрос на «специалистов превышает предложения», говорят и данные портала Superjob.ru. Региональные работодатели готовы платить специалистам от 30 тыс. до 350 тыс. руб., в то время как средняя заработная плата в регионе составляет 42 тыс. руб. Наиболее востребованы на рынке специалисты в области разработки и программирования, инжиниринга, внедрения и сопровождения ПО, тестирования, QA.
В министерстве цифрового развития региона рассказали, что сегодня в республиканском банке вакансий есть сведения о 220 вакантных должностях. Республиканские работодатели ищут программистов, инженеров по автоматизации систем управления производством, системных администраторов, специалистов по защите информации, консультантов SAP, дизайнеров компьютерной графики.
Потенциал вузов
В министерстве образования Башкирии рассказали, что IT-кадры сегодня готовят практически все вузы республики: Уфимский государственный нефтяной технический университет, Уфимский государственный авиационный технический университет, Башкирский государственный педагогический университет имени Акмуллы, Башкирский государственный
университет, а также 42 ссуза. Учебные заведения выпускают системных администраторов и аналитиков, разработчиков информационных технологий и компьютерной техники, специалистов в области защиты информации, математического моделирования и так далее.
По данным минцифры Башкирии, на подготовку IT-кадров вузам и ссузам Башкирии в 2021–2022 году было выделено 2,7 тыс. бюджетных мест, в 2022–2023 году количество будет снижено до 2,62 тыс. мест. Информацию о наличии мест для целевого поступления в ведомстве уточнить не смогли.
Эксперты отмечают, что в учебных заведениях дают хорошую теоретическую базу, но для того, чтобы развивать практические навыки, студентам старших курсов необходимо вливаться в настоящий рабочий процесс.
«Мы делаем ставку, в том числе, на молодых специалистов, потому что видим в них потенциал. На наш взгляд, в современных условиях для подготовки IT-специалистов необходимо работать в связке «вуз — работодатель». Многие вузы дают хорошую теоретическую базу, а практические знания студенты, как правило, получают за рамками учебного процесса, например, с помощью различных онлайн-платформ, во время участия в хакатонах и CTF, на стажировках в компаниях. Так, например, наши эксперты регулярно читают лекции и рассказывают про информационную безопасность в ведущих технических вузах. Есть у нас и полноценная программа оплачиваемых стажировок для студентов — SafeBoard», — рассказал руководитель центра HR-экспертизы в «Лаборатории Касперского» Кирилл Ширяев.
По словам исполняющего обязанности заведующего кафедрой вычислительной техники и инженерной кибернетики УГНТУ Дамира Зарипова, замотивированные студенты понимают, что одних только вузовских знаний недостаточно для того, чтобы найти высокооплачиваемую и престижную работу сразу после окончания обучения, поэтому для того, чтобы набраться опыта, они стараются устраиваться на предприятия на неполный рабочий день еще во время обучения.
«Компании-партнеры нашего вуза часто проводят для студентов различные мастер-классы, дополнительные лекции и так далее. Они с удовольствием берут студентов на стажировки. Если человек покажет себя с хорошей стороны, то компании могут взять его в штат на неполный рабочий день. Такое часто происходит с нашими студентами, поэтому многие из них работают уже с третьего курса», — рассказывает господин Зарипов.
Перекрыть дефицит
Опрошенные «ИТ» эксперты считают маловероятным, что в ближайшее время ситуация изменится в лучшую сторону, даже если учебные заведения республики начнут выпускать в пять раз больше специалистов.
«Дефицит на региональном рынке, как и на общероссийском, возник не вчера и не сегодня. Рынок нуждается в IT-специалистах уже на протяжении последних 10–15 лет. Эта тенденция будет только возрастать, — уверен Дамир Зарипов. — Во-первых, потому, что сегодня квалифицированные кадры нужны не только IT-компаниям, но и предприятиям из других сфер экономики. В каждой крупной компании есть свои информационные отделы, где требуются специалисты, занимающиеся не просто обеспечением информационной инфраструктуры, а также разработкой собственного ПО. Во-вторых, если говорить про рынок Башкирии, то сегодня в нашем регионе часто открывают свои филиалы московские и питерские компании. Для них это выгодно, так как заработные платы здесь ниже, чем в столичных регионах. В-третьих, часто наши специалисты набираются опыта здесь, а затем переезжают в Москву, Санкт-Петербург или за рубеж».
«На самом деле, дефицит кадров есть не только в IT. Высококвалифицированных специалистов сейчас не хватает во многих сферах: продажи, строительство, производство и так далее. Эта проблема связана с тем, что в стране в принципе мало людей трудоспособного возраста. Помните, в 90-е была демографическая яма, сейчас мы пожинаем ее плоды. Если вузы станут выпускать в 5–7 раз больше IT-специалистов, то, с одной стороны, мы закроем дефицит кадров в цифровых специальностях, но эта проблема появится в других сферах деятельности. Что тогда будем делать? Также нужно понимать, что далеко не каждый человек обладает техническим складом ума и может стать хорошим IT-специалистом», — говорит руководитель компании Ovodov CyberSecurity Александр Оводов.
Из-за нестабильной экономической ситуации, которая сложилась в стране после введения антироссийских санкций из-за начала военной операции на Украине, проблема с кадрами на IT-рынке может значительно усугубится. Так, по данным Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК), с конца февраля страну покинули от 50 до 70 тыс. IT-специалистов. В апреле могут эмигрировать еще до 100 тыс. человек. Данных по Башкирии в РАЭК предоставить не смогли.
«Раньше разработчиков привлекали, в том числе, из стран СНГ. Например, из Узбекистана или Армении. Со снижением курса рубля и после введения санкций даже для них работа на российский рынок становится все менее привлекательной. Поэтому они все больше ориентируются на международные рынки, где платят в долларах или евро», — отмечает Александр Оводов.
«В нашей компании массовых увольнений пока не было. Есть несколько человек, которые переехали в другую страну, но продолжают работать на удаленке, — рассказывает генеральный директор компании «Уфанет» Искандар Бахтияров. — Но, если экономическая ситуация в стране продолжит ухудшаться, то отток будет значительный. Нужно понимать, что у нас много сильных IT-специалистов, востребованных не только на внутреннем, но и на мировом рынке. Сейчас экономику России ждут не лучшие времена. Конечно, правительство предприняло ряд мер для улучшения ситуации, но их мало. IT-специалисты могут выбирать, где жить и работать. Им нужны перспективы, нужна интересная работа, нужна вера в хорошее будущее. Как и всем жителям страны. У России нет написанной программы будущего. „Что будет с Родиной и с нами?“ Программы нет, и нечем удержать в России людей, у которых есть выбор».