Деньги застряли в банке
Почему у инвесторов возникли проблемы с доступом к иностранным бумагам
Клиенты брокера ВТБ жалуются на трудности даже после перехода к другим участникам рынка. Собеседники “Ъ FM” рассказали, что некоторые из них с начала марта не могут получить доступ к ценным бумагам иностранных компаний. В кредитной организации заявили, что несколько сотен инвесторов действительно столкнулись с проблемами. Однако сами пострадавшие считают, что их намного больше. Тем временем брокеры, которые получили счета из ВТБ, ссылаются на европейские санкции, якобы возобновить продажи иностранными активами не получается из-за них. Кто пострадал? И из-за чего это произошло? Расскажет Даниил Бабкин.
Клиенты брокера ВТБ начали получать сообщения о переводе активов в середине марта. В основном их обещали отправить в Альфа-банк или Россельхозбанк — в итоге принимающих организаций оказалось больше 50. О проблемах вынужденные беженцы говорили еще в начале апреля: часть активов не отображалась, а данные по стоимости были некорректными. Сейчас многие ошибки исправили, однако доступа к ценным бумагам зарубежных компаний некоторые пользователи так и не получили. В их числе Станислав, который хранил в депозитарных расписках китайских компаний $10 тыс.
И у него остается много вопросов, на которые не отвечает ни ВТБ, ни Россельхозбанк, где оказались активы после перехода: «Совершенно ничего не сообщает ВТБ. В Россельхозбанке мне говорят, что эти активы находятся на неторговой площадке в депозитарии. Поскольку Euroclear ввел санкции, то перевести их на торговую платформу они никак не могут. Вопрос: почему эти активы нам не давали продавать до введения ограничений? Было время в течение недели, когда нам можно было их реализовать, но ВТБ эти активы просто каким-то образом заморозил».
Что отвечает ВТБ? По их данным, трудности испытывают примерно 500 клиентов. Они владели бумагами, которые учитываются напрямую в европейских системах, в числе которых указаны Euroclear Bank и City. Из-за санкций они приостановили операции, причем не только брокера ВТБ. Схему прямого депонирования нельзя назвать распространенной — ей в основном пользовались состоятельные инвесторы, говорит глава инвесткомпании «Иволга-Капитал» Андрей Хохрин. И доступа к активам они в ближайшее время не получат, отмечает он:
«Есть запрос на то, чтобы защита собственности была более серьезной, чтобы она хранилась за пределами Российской Федерации. И, соответственно, зачем эту бумагу везти во внутренний депозитарий? Пусть она будет в Euroclear. Это не массовое явление. Может быть, это коснулось тысячи инвесторов. Но что им делать, загадка. Здесь сделать ничего нельзя. Все это заморожено, и надо с этим как-то свыкнуться».
А что с бумагами иностранных компаний, которые обслуживаются внутри национального расчетного депозитария? Клиенты ВТБ жалуются, что операции с ними у новых брокеров также недоступны. Собеседники “Ъ FM” предполагают, что проблемы действительно могли затронуть больше 500 инвесторов. По их словам, европейские санкции не должны были повлиять на процесс передачи таких активов от одного брокера к другому. Так что, возможно, дело во внутренних технических трудностях. Во-первых, сказался масштаб перехода — по данным “Ъ”, речь шла о 300 тыс. человек.
Во-вторых, проблемы часто возникают у тех, чьи активы передавали в самом начале, когда процедуры были непонятны самим брокерам, предполагает эксперт по биржевым стратегиям и основатель инвестиционного клуба «Союзники» Александр Бутманов: «Скорее всего, были отозваны бумаги, как и позиции ВТБ из НРД. Но при этом клиентские позиции, условно, в Россельхозбанке, еще не видны, поскольку их отозвали до так называемых разъяснений, до внутренних регламентов. Договор о переводе между ним и ВТБ, например, был подписан две недели назад, а отозваны бумаги были месяц назад, соответственно, нет никакого правового обоснования заменить позицию внутри НРД».
Собеседники “Ъ FM” предлагают и другую версию: возможно, новые владельцы брокерских счетов ВТБ могли ограничивать операции с иностранными ценными бумагами из-за страха тоже попасть под санкции. Тем не менее вопросов в этой истории остается больше, чем ответов. Нужны разъяснения со стороны участников рынка. Этих коммуникаций пострадавшие клиенты собираются добиваться через Центробанк и Минфин.