«Если нет следов твоей деятельности, то и вопросов к тебе нет»

Нижегородский бизнес-омбудсмен Павел Солодкий – о самозанятых и уходе от налогов

Сколько средств отчисляют в бюджет самозанятые в Нижегородской области и как компании уходят от налогов, рассуждал уполномоченный по защите прав предпринимателей регионе Павел Солодкий на заседании комитета по экономике в региональном парламенте:

Фото: Роман Яровицын, Коммерсантъ

— Самозанятые – это не предприниматели. По информации Федеральной налоговой службы, в прошлом году они в среднем платили по 130 руб. налогов в месяц. Проверить самозанятых на дому практически невозможно. Салоны красоты закрылись, а на квартирах мастера продолжили работать – никаких проверок, никакой ответственности.

По нашим оценкам, около 30% сотрудников ушли в самозанятые. У нас, к сожалению, нет запрета на работу самозанятых с юридическими лицами, и это привело к появлению разных схем.

Приезжает московская компания и предлагает: «У вас сто человек работает? Давайте, увольняйте, мы их оформляем как самозанятых, берем себе 2% комиссии за ведение».

Плюс 6% налог, итого получается 8%. Есть большая разница с обычной налоговой нагрузкой в 43% на работника. По этой схеме в Москве уже больше двухсот компаний работают. И у нас сейчас есть бухгалтеры, юристы, которые были в штате, потом ушли в самозанятые. Прекрасно себя чувствуют – легальный уход от налогов. С одной стороны, это, конечно, можно назвать «прорывом»…

Хотя часто граждане, занимающиеся бизнесом, говорят: «Зачем мне идти в самозанятые, если меня и так вообще никто не контролирует?». Если не нашли у тебя записей, нет следов твоей деятельности, то и вопросов к тебе нет. У нас нет пока практики, как показывают в американских фильмах, где налоговые службы целые расследования проводят.

Записал Роман Кряжев

Вся лента