«Радусу» подали товарный знак
Уфимский промоутер заплатит за нарушение прав «Песняров»
Белорусский государственный ансамбль «Песняры» взыскал компенсацию с уфимского продюсерского центра «Радус» и «Кассир.ру Башкортостан» за незаконное использование товарного знака. Как установил суд, в 2019 году «Радус» организовал в Уфе «контрафактный концерт» бывших участников ВИА «Песняры». В афише и рекламных материалах использовалось слово «Песняры», которое с 2010 года является зарегистрированным товарным знаком истца. Ответчики с исковыми требованиями не соглашались, но суд решил, что они должны были знать о существовании товарного знака.
Арбитражный суд Башкирии удовлетворил иск госучреждения «Белорусский государственный ансамбль «Песняры»» (художественный руководитель — Роман Козырев) к уфимскому ООО «Продюсерский центр „Радус“» и ООО «Кассир.ру Башкортостан». Суд обязал ответчиков выплатить истцу по 200 тыс. руб. в качестве компенсации за незаконное использование товарного знака «Песняров».
В качестве соответчиков истец просил также привлечь к ответственности Башкирский государственный аграрный университет, ООО «Яндекс.Медиасервисы» и ООО «Компания Афиша».
Как следует из материалов дела, в октябре 2019 года «Радус» организовал в уфимском Дворце молодежи (находится на балансе БГАУ) концерт вокально-инструментального ансамбля, в котором приняли участие бывшие участники «Песняров» — Павел Заяц, Владимир Марусич, Владимир Стамати, Виктор Молчанов и Вячеслав Исаченко. Контракт с «Радусом» подписывал художественный руководитель группы, бывший директор «Песняров» (1992-2003 годы) Игорь Свечкин. Организатор концерта, отмечал представитель истца в суде, размещал в интернете — на сайте «Радуса», «Кассир.ру», «Афиши» и других площадках — рекламные материалы о будущем выступлении. В баннерах, в частности, говорилось, что участие в концерте принимают музыканты основателя ВИА «Песняры» Владимира Мулявина, а само выступление приурочено к «50-летию легендарного ансамбля «Песняры»».
Белорусский государственный ансамбль «Песняры», заявлял его представитель в суде, с 2010 года владеет исключительными правами на общеизвестный товарный знак «Песняры». Поэтому использование ответчиками при организации и проведении концерта обозначения, сходного до степени смешения с его товарным знаком, «является нарушением исключительных прав».
Перед тем, как обратиться в суд, белорусский коллектив просил минкультуры Башкирии «остановить незаконное использование общеизвестного товарного знака «Песняры», но получил ответ, что на основании документов, представленных «Радусом», «какое-либо нарушение исключительных прав БГА «Песняры» отсутствует».
• Как следует из открытых источников, сегодня действуют несколько групп, исполняющих песни из репертуара «Песняров» — Белорусский государственный ансамбль «Песняры», «Белорусские песняры», «Песняры» Игоря Свечкина. «Песняры» Леонида Борткевича.
Представитель «Радуса» в суде, в частности, заявлял, что товарный знак «Песняры» «не имеет оригинального графического стиля, он исключительно словесный, и факта использования слова «Песняры» в информации недостаточно, чтобы сделать вывод о том, что слово может означать наименование группы исполнителей, изображенных на фото в афише или баннере».
Представитель «Кассир.ру Башкортостан» отметил в суде, что ООО занималось лишь продажей билетов по договору с «Радусом» и «не знало и не могло знать о существовании правообладателя, его правах в связи с осуществлением им деятельности в сопредельном государстве».
Остальные ответчики также просили отказать в удовлетворении иска.
Суд, следует из решения, пришел к выводу, что при организации и проведении «контрафактного концерта» использовался товарный знак истца без разрешения правообладателя. «Слово «Песняры» на афише в высокой степени сходно с охраняемым товарным знаком «Песняры», поскольку выполнено крупным шрифтом с использованием букв кириллического алфавита», указано в решении. Суд также отметил, что по семантическому анализу слово «Песняры» «для обычного потребителя услуг будет восприниматься как вымышленное, представляющее собой название белорусского вокально-инструментального ансамбля». «Представление информации на баннере в силу взаимного расположения всех его элементов способно создать у обычных потребителей услуг общее зрительное впечатление о выступлении группы «Песняры», подчеркнул суд.
Удовлетворяя иск к «Радусу» и «Кассир.ру Башкортостан», суд отметил, что они, «действуя с должной степенью заботливости и осмотрительности,… не могли не знать о наличии охраняемого товарного знака «Песняры» и об отсутствии у ответчиков согласия правообладателя на его использование».
Нарушений прав «Песняров» со стороны остальных ответчиков суд не нашел.
Владелец продюсерского центра «Радус» Радмир Усаев сообщил «Ъ», что не согласен с решением суда, но не намерен подавать апелляционную жалобу.
Связаться с «Кассир.ру Башкортостан» вчера не удалось.
Патентный поверенный, управляющий партнер компании «Зуйков и партнеры» Сергей Зуйков считает, что «шансов на отмену или изменение решения суда в данной ситуации практически нет». Эксперт привел в пример иск «Песняров» к ООО «Большая сцена», которое в 2019 году организовало концерт «контрафактных» «Песняров» в Екатеринбурге. Суды апелляционной и кассационной инстанции в 2021-2022 годах удовлетворили заявление правообладателя товарного знака.
«Решение суда хорошо обосновано и по изложенным в нем обстоятельствам выглядит правильным,— отметил старший партнер юридической фирмы Intellect Максим Лабзин. — Если в нем и может что-то изменится при обжаловании, то разве что в вопросе распределения ответственности между соответчиками».