Тормоз газа
В Татарстане отмечают падение интереса к газомоторному топливу
В Татарстане, реализующем программу развития рынка газомоторного топлива, выражают тревогу по поводу ее исполнения в текущем году. В регионе наблюдают резкое сокращение желающих переводить транспорт на метан из-за увеличения стоимости переоборудования техники. Между тем, по планам, в текущем году в регионе должны прибавиться 2 тыс. новых потребителей и 10 газозаправок.
Вчера в ходе круглого стола о развитии рынка газомоторного топлива в Татарстане, организованного в рамках открывшегося в Казани энергетического форума, заместитель министра промышленности и торговли региона Тимур Саматов сообщил, что в текущем году в республике будут введены 10 АГНКС (автомобильные газонаполнительные компрессорные станции, служат для заправки транспорта компримированным (сжатым) природным газом — КПГ), в результате их число увеличится до 47. Кроме того, к концу августа – началу сентября ООО «Востэк» и ООО «Газпром СПГ технологии» планируют открыть в Татарстане заводы по производству сжиженного природного газа (СПГ) мощностью 1,5 тыс. тонн каждый. Также в 2022 году в регионе откроют не менее шести криоАЗС. В планах властей за год увеличить число потребителей метана на 2 тыс. единиц — за счет переоборудования старых и приобретения новых транспортных средств на газе.
Однако другие участники круглого стола выразили сомнения, что планы будут реализованы. Помощник премьер-министра Татарстана по вопросам нефтегазохимического комплекса Эльдар Адеев, сообщил, что в связи с последними событиями средняя стоимость переоборудования транспортных средств на метан достигла 100–110 тыс. руб., потребители в условиях кризиса переходить на газ не спешат — «люди выжидают», на некоторых заправках «фиксируется незначительный поток машин».
«На сегодняшний день мы констатируем, что заправки идут вверх, все хорошо. Но в то же время, когда досконально начинаешь смотреть каждую заправку, есть вопросы в части снижения реализации»,— признал чиновник.
Также он отметил проблемы с наличием самого оборудования. «Как бы мы ни говорили про импортозамещение, у нас все „мозги“ (электронные блоки управления.— „Ъ“) идут из Италии»,— сказал спикер. По его словам, газовые баллоны производятся в России, некоторое оборудование можно найти в Узбекистане, Китае и Армении, но есть проблемы со шлангами и патрубками, хотя их вполне может выпускать казанский завод КВАРТ, а потребители об этом не осведомлены. «И „мозги“ те же самые наши заводы здесь могут штамповать»,— уверен чиновник.
Он сказал также, что конкуренцию метану в качестве моторного топлива стал составлять пропан: его цена снизилась до 16-17 руб. за литр, а переоборудование на пропан сейчас стоит 50 тыс. руб. — вдвое дешевле.
Слова господина Адеева подтвердил Тигран Иванов, директор ООО «АвтоЭкоСистемы» (занимается установкой газобалонного оборудования на автомобили). Удешевление пропана он объяснил резким снижением его экспорта и сказал, что в связи с этим клиенты в последнее время предпочитают пропан. В целом же он сказал, что «на сегодняшний день мало кто переходит на газовое топливо». «Резкий спад ощущаем на рынке клиентов из-за того, что у нас резко поднялись цены на само оборудование и пошли перебои с поставками»,— сообщил он. По его словам, заказанное в 2021 году оборудование начинает заканчиваться.
Кроме того, как утверждает господин Иванов, происходит «отложенный спрос». «Люди в ожидании, в связи с последними ситуациями они придерживают свои расходы»,— пояснил он.
По данным спикера, в минувшем году переоборудование транспортного средства на метан стоило около 55 тыс. руб. с учетом программ субсидирования, сейчас — в районе 80 тыс. руб. Переоборудование на метан сейчас — 80 тыс. руб., если машина старше 5 лет — около 90–100 тыс. руб.
Инвестиционный директор АО «Роснано» Максим Иванов также считает, что газомоторное топливо внедряется не так активно, как изначально планировалось. Он связал это с недостаточным количеством серийного выпуска транспортных средств, неактивной господдержкой, проблемами с законодательно-нормативной базой, а также с отсутствием стимулирования спроса и недостаточным темпом строительства криоАЗС. Господин Иванов подчеркнул, что существует дефицит сервисных центров, занимающихся переоборудованием автомобилей на сжиженный природный газ (СПГ).
Булат Газизуллин, директор казанского филиала ООО «Газпром газомоторное топливо» — партнера Татарстана по реализации госпрограммы «Развитие рынка газомоторного топлива в Республике Татарстан», сообщил, что предприятие планирует до конца 2024 года открыть в Татарстане шесть АГНКС, в том числе две — в Набережных Челнах и в Елабужском районе (Бехтеревское сельское поселение) до конца 2022 года. Сейчас, по словам господина Газизуллина, сеть АГНКС «Газпром газомоторное топливо» состоит из 25 станций, в которые вложено почти 3 млрд руб. Газозаправочные мощности достигают 201,5 млн куб. м компримированного газа, а объемы реализации за год — 58 млн куб. м. За 2021 год количество техники, работающей на природном газе, увеличилось более чем на 2 тыс. единиц, добавил Булат Газизуллин.
Айрат Фатыхов, директор сельскохозяйственного ООО «МТК „Ак барс“», высказался в пользу автомобилей, работающих на сжиженном природном газе (СПГ). Таких у компании семь. Еще 16 грузовиков ездят на компримированном природном газе (КПГ). Всего в автопарке предприятия 67 автомобилей «КамАЗ». По его мнению, использование КПГ снижает грузоподъемность транспорта, поскольку вес комплекта баллонов с газом достигает 904 кг. Также господин Фатыхов отметил длительную заправку топливом и необходимость аттестации баллонов раз в три года.
КамАЗами на СПГ, которые компания эксплуатирует с января текущего года, в МТК «очень довольны», в том числе потому, что автомобиль не теряет грузоподъемность — оснащен двумя баками по 50 литров, а также более экономичен. По данным спикера, средний расход КПГ составляет 55 куб. м на 100 км пробега — 13,83 руб. на 1 км, СПГ — 35 куб. м на 100 км пробега (13,65 коп. на 1 км), дизельного топлива — 42 л на 100 км (22,5 коп. на 1 км). «По расходу топлива мы имеем практически в два раза экономию»,— отметил он и сказал, что это позволило компании не поднимать расценки на перевозки газовыми автомобилями. В числе недостатков работы на СПГ он отметил малое число заправок. В Казани такая лишь одна. «Каждый день утром и вечером мы на нее молимся»,— заключил Айрат Фатыхов.