Автозаводы в режиме ожидания
Почему калужские предприятия по производству машин приостановили работу
В Калуге остановились все автомобильные заводы: вслед за Volkswagen и Volvo паузу взял и производитель Peugeot и Opel. Автоконцерн Stellantis объяснил свое решение проблемами с логистикой — в регион просто не могут доставить запчасти для сборки. Получится ли перезапустить заводы? И что об этом говорят в самой Калуге? Выяснял Иван Корякин.
Завод Stellantis в Калуге держался до последнего. Если Volkswagen и Volvo остановили конвейеры в первые дни спецоперации, то концерн, владеющий Peugeot, Opel и Citroen, лишь заявлял об остановке экспорта из России. Только в конце марта глава Stellantis Карлос Таварес сообщил о скорой приостановке работы калужского завода. Он объяснил это проблемами с логистикой и нехваткой запчастей.
На других предприятиях ситуация аналогичная: комплектующих нет, и непонятно, когда их привезут, рассказал “Ъ FM” председатель Межрегионального профсоюза «Рабочая ассоциация» в Калуге Дмитрий Трудовой: «Сотрудников Volvo отправили в простой. Им оплачивают 2/3 от средней заработной платы. На Volkswagen пока оплачивалось 100%. Насколько мне известно, предприятия не планируют уходить с российского рынка. Я не знаю, в чем проблема, ведь комплектующие можно привезти через ту же Турцию. Видимо, руководству лучше известно».
Руководство же сейчас, скорее всего, подбирает новые маршруты. С этим проблемы: комплектующие ехали морскими контейнерами, а они сейчас из-за санкций до России не доходят. Везти фурами не проще: их останавливают и оформляют неделями, если не месяцами. Доставлять запчасти можно разве что из Китая через всю страну.
И это очень дорого, говорит директор агентства «Автостат» Сергей Целиков: «Доставка морем сейчас везде приостановлена. Разговаривали с китайцами, есть сухопутная граница, но транспортировка товаров по железной дороге в РФ стоит в три-четыре раза дороже, чем морские грузоперевозки».
Хотя тот же Volkswagen может запустить калужский завод летом. «Ведомости» писали, что концерн рассматривает возможность доставки комплектующих в Стамбул и через Грузию. Компания даже не отказывалась от планов открыть в Калуге третью смену в 2023 году.
А пока работники заводов — их около 7 тыс. — пробуют себя в других сферах, продолжает Дмитрий Трудовой из местного профсоюза: «Настроение-то у всех разное: кто-то радуется, кому-то тревожно, кто-то переживает, что будут сокращения. Но пока никаких подобных решений нет. Многие нашли себе подработку — такси, доставка, строительство. Разработаны программы по обучению, получению дополнительного образования».
В России осталось только четыре завода, где продолжают выпускать автомобили: Ульяновский, «Хавейл Мотор Рус», «Мазда Соллерс» и «Автотор». Последний, правда, потерял BMW — выпускает Kia и Hyundai и терпит убытки.
Если в ближайшие месяцы ничего не изменится, можно будет лишь перегонять машины из-за границы, полагает старший аналитик компании «Атон» Михаил Ганелин: «Вопрос, как долго это все продлится — месяц, полгода? В условиях дефицита машин спрос смещается на подержанные авто. Возможно, россияне будут ездить за машинами в другую страну, в Казахстан, допустим. Возможно, увеличится доставка подержанных автомобилей в Россию, если будет возможность это сделать. Потому что опять же вопрос в логистике».
Лучше всех в России, пожалуй, себя чувствует Haval — он даже запустил производство нового внедорожника. Но и среди всех автопроизводителей китайская компания больше всех подняла цены — в среднем в полтора раза. Haval даже разогнал инфляцию в Тульской области, где его собирают, став самым подорожавшим непродовольственным товаром с начала 2022 года.