SAP не нашла компромиссов
Каким будет процесс перехода на отечественное ПО
Российский бизнес продолжит работать, но не сможет развиваться: к таким последствиям, по мнению собеседников “Ъ FM”, приведет уход компании SAP с отечественного рынка. О своих планах немецкий производитель программного обеспечения сообщил 19 апреля. Корпорация прекратит поддержку и обслуживание локального софта, который используют российские компании. При этом доступ к ПО останется. В марте IT-гигант приостановил продажи своих продуктов в стране. Какие риски теперь возникнут для бизнеса? Разбирался Владислав Викторов.
Неделю назад компания SAP, судя по заявлениям руководства в интервью изданию Handelsblatt, искало компромиссы в отношении России. С одной стороны, обязательство поддерживать Украину и общественная критика. С другой — ответственность перед сотрудниками и клиентами. Точное количество последних в России не называется.
Речь идет о десятках крупных компаний, в их числе, по данным “Ъ”, «Газпром», ЛУКОЙЛ, РЖД и «Росатом». Предприятия продолжат пользоваться программами, разработанными SAP, однако при нештатных ситуациях обратиться за поддержкой в материнскую компанию, видимо, не смогут.
Да и при любом изменении бизнес-процессов системы перестанут работать корректно, говорит гендиректор ГК «Цифра» Игорь Богачев: «Например, на предприятиях стояли американские датчики, и система брала данные из них. Поставили китайские — там другой протокол или другая конфигурация. Без поддержки вендора очень сложно реализовать какие-либо новые протоколы, особенно, когда речь идет о такой компании, как SAP, где программный код накапливался последние 20 лет».
Другая проблема в том, что найти специалистов, даже сторонних, которые умеют работать с платформой немецкой корпорации, и до февраля было трудно. А теперь на рынке образуется острейший дефицит, предполагает председатель Ассоциации участников рынка данных Иван Бегтин.
При этом смогут ли IT-кадры проходить обучение в самом SAP, пока непонятно, отмечает эксперт: «Это сложная система, с ней работают не так много специалистов. До недавних пор они стоили очень дорого. Думаю, сейчас все специалисты с хорошим знанием SAP будут еще дороже. Однако их работа всегда была построена на технической поддержке со стороны материнской компании — это стратегия работы SAP в мире».
Вечером 19 апреля “Ъ FM” связался с несколькими компаниями, которые используют продукты немецкой корпорации. Некоторые признались, что проблемы есть, однако публично о них говорить не стали — это может ухудшить позиции в переговорах с иностранным поставщиком ПО. Другие затруднялись оценивать ущерб.
Части продуктов немецкой корпорации нет аналогов даже не в России, а в мире, говорит гендиректор Oxygen Павел Кулаков: «Системы управления базами данных — это огромные программно-аппаратные комплексы, где хранится большое количество записей, может быть, миллионы и сотни миллиардов. Они складываются особым образом, обрабатываются, сортируются, и выдаются определенные результаты. Таким примером может быть одновременная работа нескольких десятков тысяч кассовых аппаратов, развитая сеть логистики, когда нужно оперировать данными тысяч и тысяч железнодорожных вагонов, например».
По данным консалтинговой компании Accenture, доля SAP на российском рынке систем управления предприятием составляет около 50%. Об импортозамещении в этой сфере власти говорили еще в 2014 году, когда против России ввели первые санкции. Однако бизнес переходил на отечественный софт неохотно. Теперь мигрировать придется, судя по всему, в пожарном режиме.
Это может занять в среднем от полугода до года, в зависимости от готовности и размера компании, продолжает Игорь Богачев: «Есть несколько уровней продуктов без учетной системы, то, что называется ERP. Аналоги в России есть — это 1C, "Галактика", "Парус" и другие компании. С точки зрения производственного программного обеспечения и различных именно производственных модулей надо смотреть детально.
Но карта импортозамещения в принципе достаточно широкая: что-то можно заменить быстро, что-то, безусловно, нужно нарабатывать».
Некоторые собеседники “Ъ” предполагают, что процесс перехода займет от трех до пяти лет. Кроме того, уход SAP может создать и правовую проблему. Предприятия купили платформу IT-гиганта и заплатили за поддержку на ближайшие несколько лет. Что будет с такими лицензиями, в компании пока не объяснили.