Как трагедия в Италии обернулась всемирной поддержкой трансплантологии
«Эффект Николаса» позволил резко увеличить количество пересадок органов
Николасу Грину в этом году исполнилось бы 35 лет. Но бессмысленная жестокость унесла его жизнь 28 лет назад. Родители Николаса решили передать его органы нуждающимся людям — и история убитого мальчика получила всемирную славу и всемирный смысл.
В сентябре 1994 года американцы Рег и Мэгги Грин прилетели в Италию, на Сицилию, взяли в аренду машину и поехали к месту отдыха. Автострада была быстрой и ровной, и их дети, четырехлетняя Элинор и семилетний Николас, заснули на заднем сидении.
Грабители выслеживали другую машину, но ошиблись и обстреляли машину Гринов. Пули разбили заднее стекло — невелика была бы беда, если бы одна из них не попала в основание черепа Николаса Грина.
Следующие два дня врачи местной сицилийской больницы боролись за Николаса. Ужасная история, как американского мальчика по ошибке застрелили бандиты на итальянской автостраде, не сходила с первых полос итальянских и не только газет.
Врачи не смогли помочь Николасу — его мозг погиб, и вся Италия, от уличных нищих до премьер-министра, выражала соболезнования американской семье.
Мэгги и Рег решили, что их сын должен даже своей смертью послужить людям — они позволили разобрать его на органы. Николас спас четырех тинейджеров и трех взрослых. Сердце досталось 15-летнему тяжелобольному мальчику — и он выздоровел; роговица — молодой женщине, которая благодаря ей смогла впервые в жизни увидеть своего ребенка. 19-летняя девушка умерла бы в ту же ночь, что и Николас, но Николас умер для нее; сейчас у нее двое детей, и ее сына зовут Николас.
После того как все было кончено, Рег, прежде работавший журналистом в Лондоне, а после того занимавшийся финансовой аналитикой, подумал: если один маленький мальчик так помог людям, то скольким еще людей можно будет помочь, если больше людей станет донорами органов! «Я понял, что мы стоим перед потрясающей возможностью,— вспоминает он,— что это самая грандиозная новость в моей жизни! У нас появился шанс переменить всю прежнюю систему донорства органов!»
Мэгги и Рег вернулись домой, в Калифорнию, и организовали Фонд имени Николаса Грина, задачей которого стала поддержка донорства органов и тканей по всему миру. «А в Италии эффект был практически моментальным,— рассказывает Рег,— донорство увеличилось на 30% уже в четвертом квартале 1994 года и продолжало расти каждый год в течение следующих десяти лет, оно утроилось — в сравнении с тем, что было до смерти нашего Николаса».
Рег раздавал интервью и писал колонки в газетах самых разных стран — от Индии до Австралии и Венесуэлы. Они с Мэгги много путешествовали, чтобы рассказывать людям свою и Николаса историю. (Мэгги перестала ездить с Регом в 1996 году, когда родила близнецов Лору и Мартина.) «Люди слушали нас и, может, впервые в жизни осознавали, какую важную роль играет донорство»,— воодушевляется Рег.
Семья Гринов вскоре после того, как схоронила Николаса, стала искать встречи с теми, кто получил его органы. Потом итальянские законы изменились, и узнать, кто получил орган покойного, его родственникам стало невозможно. Рег уже шесть лет пытается добиться принятия закона, который давал бы возможность семье донора встретиться с реципиентом. Пока инициатива остановилась на стадии, когда группа законодателей предложила законопроект парламенту.
В 1998 году вышел телефильм «Дар Николаса», в котором снялась Джейми Ли Кёртис. В начале этого года она написала в социальных сетях, что считает большой честью сыграть Мэгги Грин и рассказала об «эффекте Николаса».
По материалам American Heart Association