Казанский ректор задержался в Тольятти
Экспертная пятиминутка может затянуться для обвиняемого на месяцы
Как стало известно «Ъ», тольяттинский суд продлил арест на три месяца ректору Казанского федерального университета (КФУ) Ильшату Гафурову. В Самарскую область его отправили из Москвы на пятиминутную экспертизу. Ректор обвиняется в подстрекательстве к покушению на криминального авторитета и его убийству в 1999 году. Защита считает как следственные действия, так и решение местного суда незаконными.
Центральный райсуд Тольятти рассмотрел ходатайство ГСУ Следственного комитета РФ (СКР) о продлении ареста Ильшату Гафурову на три месяца. По версии следствия, в 1999 году, будучи главой администрации города Елабуга (Татарстан), Ильшат Гафуров «в связи с конфликтом интересов» заказал участникам оргпреступного сообщества «29-й комплекс» местного депутата и криминального авторитета Айдара Исрафилова. Первое покушение в Елабуге, за которое якобы было обещано $50 тыс. и вазовская «девятка», сорвалось, но позднее господин Исрафилов был застрелен уже в Москве. Заказчику, считают в управлении по расследованию преступлений прошлых лет ГСУ СКР, это обошлось уже в $100 тыс.
Ильшата Гафурова, возглавляющего один из крупнейших в стране вузов, задержали в конце прошлого года. Он был доставлен из Казани в Москву и арестован Басманным райсудом. Последний раз мера пресечения продлевалась ему до 25 апреля, но закончить расследование в этот срок в комитете не успели, отметив, что нужно провести несколько экспертиз, в том числе амбулаторную психолого-психиатрическую, допросить три десятка свидетелей и прочее.
Отмечая, что руководством СКР срок следствия по делу продлен до 124 месяцев, следователь попросил суд оставить обвиняемого в СИЗО почти до его окончания — 24 июля.
В противном случае, говорилось в ходатайстве, Ильшат Гафуров, которому грозит двадцатилетний срок, может скрыться или иным способом помешать расследованию. А такие возможности, полагают в ГСУ СКР, у обвиняемого имеются, так как он является не только ректором КФУ, но и «занимает высокое положение в органах госвласти», будучи депутатом Госсовета Татарстана. Ходатайство тольяттинским судом было полностью удовлетворено.
Адвокат обвиняемого Александр Нарышкин указал в суде на неправомочность рассмотрения данного дела Центральным районным судом Тольятти, так как ходатайство о продлении срока содержания под стражей исходит от следственного органа выше районного уровня (дело расследуется центральным аппаратом СКР). Согласно же разъяснениям пленума Верховного суда РФ, такие ходатайства предназначены для судов по месту нахождения следственного органа, в производстве которого находится уголовное дело, к которому Тольятти и вся Самарская область никак не относятся. Он напомнил, что решения о заключении Гафурова под стражу и о продлении срока содержания под стражей ранее принимались Басманным райсудом Москвы, на территории которого располагается ГСУ СКР.
Вопросы возникли и к составу судебного разбирательства. Если СКР был представлен следователем из Автозаводского подразделения комитета, включенным в следственную бригаду, то прокуратура — помощником прокурора Центрального района Тольятти, хотя надзор по данному делу осуществляет Генеральная прокуратура РФ. Оказалось, что вызвавшие сомнения защиты полномочия помощник получила буквально через третьи руки.
Вначале первый заместитель генпрокурора Анатолий Разинкин выписал соответствующую доверенность на прокурора Самарской области Сергея Бережицкого, а его заместитель Дмитрий Смоленцев выписал доверенность на прокурора Центрального района Тольятти Рамиса Сабирзянова, а уже тот доверил представление гособвинения на процессе своей помощнице Александре Матвеенцевой.
Как уже сообщал «Ъ», Ильшат Гафуров был отправлен в Самарскую областную психиатрическую больницу в марте текущего года, где ему была назначена комплексная амбулаторная нарколого-психиатрическая экспертиза. Подобное исследование, которое в принципе должно установить адекватность и отсутствие вредных привычек у испытуемых, называют еще пятиминуткой. Ильшат Гафуров ее успешно и быстро прошел, но в Москву его так и не вернули.
Ректор КФУ категорически отрицает причастность к покушению и убийству. По версии защиты, его оговорили ранее осужденные авторитеты «29-го комплекса», надеющиеся, что за это им скостят внушительные сроки.