Пилота ведут на посадку
Завершено расследование крушения вертолета Айрата Хайруллина
Следственные органы завершили расследование гибели депутата Госдумы от Татарстана, одного из самых богатых госслужащих в стране по версии журнала Forbes Айрата Хайруллина при крушении вертолета Bell 407 в феврале 2020 года. В нарушении правил безопасности движения и эксплуатации воздушного судна обвинили 66-летнего пилота Жавдада Сулейманова. Ему грозит до пяти лет колонии. Следствие считает, что вопреки плохим погодным условиям господин Сулейманов продолжил полет в поселок Матюшино под Казанью, где находится дом депутата, и «допустил неконтролируемое снижение вертолета». В результате судно разбилось о лед Камы. Сам господин Сулейманов, который дал признательные показания, и помощник экс-депутата в аварии выжили.
О завершении расследования уголовного дела о крушении вертолета, в котором погиб 49-летний Айрат Хайруллин, вчера сообщило центральное межрегиональное следственное управление на транспорте (ЦМСУТ) Следственного комитета России. Обвинение предъявлено пилоту воздушного судна Жавдаду Сулейманову по ч. 2 ст. 263 УК РФ — нарушении правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, которое повлекло по неосторожности смерть человека и причинение крупного ущерба. Ведомство уточнило, что господин Сулейманов «в силу выполняемой работы и занимаемой должности» был обязан соблюдать эти правила. Пилоту грозит лишение свободы до пяти лет либо принудительные работы на тот же срок.
Айрат Хайруллин был депутатом Госдумы от Татарстана с 2003 года, член фракции «Единая Россия». В последнем созыве он получил должность заместителя председателя комитета по аграрным вопросам. Ранее вместе с братом Илшатом Хайруллиным он владел казанской пивоваренной компанией «Красный Восток», которая в 2006 году была продана Efes. В последние годы основным активом Айрата Хайруллина считались агрохолдинг «Красный Восток» и АО «Эдельвейс корпорейшн» (в том числе сеть супермаркетов «Эдельвейс»). По данным сервиса «Картотека.ру», он являлся совладельцем 22 предприятий. С 2008 года господин Хайруллин также занимал пост президента Национального союза производителей молока. Его личный доход по итогам 2018 года составлял почти 159 млн руб.— больше, чем у других представителей Татарстана в Госдуме. Журнал Forbes по итогам 2018 года включал господина Хайруллина в сотню самых богатых госслужащих России.
Напомним, авиакатастрофа произошла 7 февраля 2020 года. Вертолет Bell 407, которым пользовался депутат Госдумы, летел из села Левашево в Алексеевском районе в поселок Матюшино под Казанью, где находился дом депутата. Судно произвело жесткую посадку на лед Камы в 6 км от Лаишево. В результате аварии господин Хайруллин, оказавшись зажатым в кабине вертолета, погиб. Пилот, который почти десять лет работал с Айратом Хайруллиным, и помощник депутата Рамис Газизов с травмами были доставлены в больницу. Они выжили.
После трагедии Межгосударственный авиационный комитет сформировал комиссию по расследованию инцидента. Следственный комитет возбудил уголовное дело. Следствие рассматривало разные причины крушения, в том числе ошибку пилотирования, техническую неисправность судна и неблагоприятные метеоусловия.
Следствие пришло к выводу, что Жавдад Сулейманов нарушил правила эксплуатации воздушного судна, а именно проигнорировал «неблагоприятные и опасные для продолжения полета погодные условия» и «принял необоснованное решение продолжить полет по запланированному маршруту». При этом он «не предпринимал попыток выполнения посадки на площадку, подобранную с воздуха, продолжил дальнейшее снижение вертолета», отмечает ЦМСУТ. В результате «потерял пространственную ориентировку, упустил контроль за высотой, допустил неконтролируемое снижение вертолета», указало следствие, это «привело к столкновению воздушного судна с замерзшей поверхностью водохранилища».
По данным ЦМСУТ, Bell 407 был полностью разрушен, что «повлекло по неосторожности причинение ущерба АО „Эдельвейс корпорейшн“ в сумме более 125 млн руб.». Прежде сообщалось, что вертолет принадлежал подконтрольной холдингу компании «Восток транс», которая, согласно данным «СПАРК», после трагедии была признана банкротом.
Ранее Рамис Газизов заявлял, что в крушении вертолета Bell 407 не может быть виноват пилот, и характеризовал его как «грамотного» специалиста. Аварию помощник депутата связывал с тем, что машина попала «в условия недостаточной видимости». Сам господин Сулейманов говорил, что у него «довольно большой опыт работы в таких условиях». «Я в рубашке родился»,— оценивал он свое спасение.
Следствие настаивает, что в результате «комплекса следственных действий» и «ряда судебных экспертиз» имеет «полную доказательную базу» вины пилота. При этом господин Сулейманов дал «признательные показания». Теперь обвинительное заключение должен утвердить татарский транспортный прокурор. После этого дело будет направлено на рассмотрение в Лаишевский райсуд Татарстана.
«С целью недопущения повторения подобных случаев в контролирующие органы и организатору работы пилота направлены представления об устранении обстоятельств, способствующих совершению подобных преступлений»,— заключили в ЦМСУТ.