Уголовные дела споткнулись о налоги
Как поправки в УК РФ повлияют на выявление противоправных налоговых схем
Управляющий партнер адвокатского бюро «Китсинг и партнеры» Владимир Китсинг — о подводных камнях нового порядка возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям.
С 9 марта у правоохранителей стало меньше возможностей возбуждать уголовные дела по налоговым преступлениям: согласно свежим поправкам в ст. 144 УПК, теперь такие дела возбуждаются только по материалам ФНС о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение правонарушения. Эти поправки призваны прекратить порочную практику «самостоятельного» возбуждения правоохранителями уголовных дел по ст. 199 УК РФ без учета мнения налоговой. При этом о новелле речь не идет — аналогичный порядок уже существовал в 2011–2014 годах.
В свете реформы возникает вопрос: что будет с делами, возбужденными до марта текущего года не по материалам фискалов? Прекращаться они не будут, поскольку уголовно-процессуальный закон не имеет обратной силы, и расследование в отношении подобных дел будет продолжаться в обычном порядке.
Но не стоит забывать, что постановление о возбуждении уголовного дела можно обжаловать в порядке ст. 125 УПК РФ — об этом применительно к делам о налоговых преступлениях, возбужденных не по материалам ФНС, напомнил Верховный суд (ВС) РФ в п. 5 Постановления Пленума ВС РФ от 15 ноября 2016 года №48 «О практике применения судами законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности за преступления в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности».
Если добиться того, что суд признает постановление о возбуждении уголовного дела по налоговому преступлению незаконным и необоснованным, повторное возбуждение дела станет возможным исключительно по новому порядку, то есть по материалам налогового органа. Отдельные аргументы уже зарекомендовали себя при обжаловании — к примеру, в случаях, когда нарушен порядок проведения проверки сообщения о налоговом преступлении, предусмотренный ч. 7–9 ст. 144 УПК РФ (в ее прошлой редакции), не указан повод для возбуждения уголовного дела или отсутствуют основания для его возбуждения.
Означают ли поправки, что предприниматели могут спать спокойно, поскольку в вопросах выявления противоправных налоговых схем руки у правоохранителей будут связаны до появления решения налогового органа? Не совсем, ведь глава 22 УК РФ, посвященная преступлениям в сфере экономической деятельности, обширна и не ограничивается только налоговыми статьями (ст. 198, ст. 199.2 УК РФ).
Одна из наиболее распространенных схем уклонения от уплаты налогов — использование компаний-однодневок, не осуществляющих реальной финансово-хозяйственной деятельности. Судебная практика показывает, что при применении данной схемы правоохранители наряду со ст. 199 УК РФ квалифицируют вывод денег со счета компании на фирму-однодневку или, наоборот, со счета однодневки по ст. 187 УК РФ (неправомерный оборот средств платежей). Но на эту статью новый порядок не распространяется.
Правоохранители расценивают подготовку платежных поручений на перечисление денег на счет однодневки как изготовление поддельных распоряжений о переводе денежных средств, запрещенное ст. 187 УК РФ. Почему поддельных? Потому что распоряжения содержат заведомо ложные сведения о назначении платежа или о приобретаемых товарах, работах, услугах. Кроме того, важно учитывать, что, в отличие от преступного уклонения от уплаты налогов, для которого необходимо установление недоимки свыше 15 млн руб., для привлечения к ответственности по ст. 187 УК РФ достаточно будет перевести на счет однодневки даже и один рубль.
Таким образом, в руках правоохранителей остается «рабочий» инструмент привлечения к уголовной ответственности, а минимизировать риски позволит своевременное проведение в компании уголовно-правового аудита.