«Иногда приходится тратить массу усилий, чтобы злодей понес заслуженное наказание»
Александр Хинштейн – о спасении старейшей мельницы в регионе, уголовном деле сына замминистра МВД РФ, борьбе с коррупцией в сфере ритуальных услуг и решении проблемы бездомных животных.
В конце марта депутат Государственной думы РФ от Самарской области отчитался о работе за 2021 год. Наряду с решением локальных проблем и наказов избирателей остается открытым ряд серьезных вопросов региона. Господин Хинштейн рассказал “Ъ”, какая работа ведется для грамотного развития исторического поселения, как решается вопрос с уборкой снега в Самаре после смены руководства МП «Благоустройство», что ждет ПГУТИ и его ректора после скандала с ремонтом общежития и какие меры принимаются для сдерживания роста цен.
– Вы приехали в регион в том числе для проверки подготовительных работ к реставрации памятника архитектуры – Бариновской мельницы в Нефтегорском районе Самарской области. Что ждет объект после обновления?
– Сейчас разрабатывается проект дальнейшей реставрации мельницы для ее запуска в рабочем состоянии. Наш замысел в том, чтобы не просто восстановить этот уникальный объект – единственную сохранившуюся в Поволжье мельницу первой половины XIX века, но и создать памятное место в полном смысле слова. Мы ведем эту работу вместе с администрацией Нефтегорского района и региональными властями.
Планы – достаточно амбициозные. Мы хотим, чтобы Бариновская мельница стала точкой притяжения. Планируется разработать туристический маршрут, который будет предусматривать создание соответствующей инфраструктуры гостеприимства, чтобы человек мог не просто посмотреть, как в старину мололи муку, выпекали хлеб, но и сам принять в этом посильное участие, попробовать, что получилось. Также мы обсуждаем возможность строительства на территории памятника небольшой гостиницы, домика мельника, обустройства торговых рядов, благо площадь там достаточно большая.
Объект находится в муниципальной собственности, принадлежит администрации района и стоит вблизи федеральной трассы. Это вселяет в нас определенный оптимизм. Мной уже привлечены средства на восстановление мельницы за счет благотворителей. Первый транш, необходимый для проведения ремонтно-реставрационных работ, уже перечислен.
– Вы сообщали о преступной схеме с покровительством со стороны широкого круга силовиков нефтеперевалочному бизнесу в связи с уголовным делом сына замминистра МВД РФ Дениса Зубова. Расскажите подробнее об этом. Кто еще из силовиков рискует остаться под подозрением следствия?
– Я не в силах прогнозировать, кого будут, а кого не будут привлекать к уголовной ответственности – это не моя компетенция. Кроме того, я привык, что людей далеко не всегда привлекают к уголовной ответственности даже при наличии должных оснований. Иной раз приходится тратить массу усилий, чтобы злодей понес заслуженное наказание.
Относительно дела Зубова: да, действительно, в ходе следственно-оперативных действий была изъята так называемая «черная бухгалтерия», в которой фиксировалась передача вознаграждения за общее покровительство различного рода сотрудникам силовых структур, в первую очередь полиции. Я не готов сегодня называть имена тех, кто там есть, но речь идет о людях разного порядка – как сотрудниках среднего звена, так и руководящем составе.
В списке «черной бухгалтерии» присутствуют не только полицейские. Полагаю, что наличие большого числа покровителей Богатовской нефтебазы из рядов сотрудников правоохранительных органов – одна из причин изъятия дела в Москву в Центральный аппарат СК РФ для дальнейшего производства следствия.
– Недавно были задержаны и арестованы патологоанатом одной из самарских больниц и сотрудник местной ритуальной службы за «слив» данных о покойных. Это только часть преступной схемы, с которой нередко сталкиваются люди после смерти родных и близких. В нее также входят навязывание услуг со стороны ритуальных агентств и высокая цена, неконтролируемая надзорными органами. Какая работа ведется для ликвидации коррупции и создания прозрачного механизма работы в этой сфере?
– Да, проблема, к сожалению, известная. Увы, она носит масштабный характер, и задержанные лица – лишь капля в море, потому что по всей стране создана, по сути, порочная преступная система, когда каждый, кто сталкивается со смертью близкого человека, имеет дело с ритуальными службами, которые стремятся заработать как можно больше. В конечном счете, стоимость похорон выливается в абсолютно невообразимые суммы. Это при том, что сегодня закон говорит: погребение должно быть бесплатным. Но по факту эта норма не работает.
На мой взгляд, здесь, конечно, нужно бороться не с последствиями проблемы, а с ее первопричинами. Сейчас на рассмотрение в Госдуму внесена инициатива, которая предлагает кардинально изменить закон об основах похоронного дела в Российской Федерации. Одно из наших предложений касается создания социального минимума, когда государство гарантирует набор услуг по фиксированной цене, доступной для подавляющего большинства россиян. В этот фиксированный набор должно входить само погребение, предоставление земельного участка и расходы, связанные непосредственно с организацией похорон, то есть траты на погребение и гроб.
Такой подход, на наш взгляд, может снять существующую сегодня остроту вопроса, потому что в этом вопросе государство свои гарантии перед гражданами не выполняет, и это дает возможности для массовых и системных злоупотреблений.
Ну, и если говорить о Самарской области, то я по-прежнему считаю, что одним из решений проблемы могло бы стать строительство крематория, потому что далеко не все люди хотят предавать своих родственников земле. Многие согласны на кремацию.
Естественно, это дешевле полноценных похорон. Но, к сожалению, до сегодняшнего дня решения по крематорию нет. Те места, которые инвесторы изначально рассматривали для строительства, были заблокированы.
Сначала это было сделано по объективным причинам, когда работы начали вести в городской черте, рядом с поселком Рубежный в Куйбышевском районе. Здесь я разделяю позицию жителей, которые не хотят, чтобы в непосредственной близости от их домов появился крематорий.
Сейчас я наблюдаю за тем, что происходит в Красноярском районе. Ситуация дошла до судебных процессов между местными властями и прокуратурой. Крематорий должен быть построен, но, конечно же, не в ущерб жителям. Не верю, что на территории такого большого региона, как Самарская область, нельзя найти место, которое бы устроило всех.
– На каком этапе находится решение проблемы безнадзорных животных в Самаре?
– Мы находимся на низком старте. В начале апреля отловом безнадзорных собак в Самаре занялись наши добровольцы – ветеринарный центр «ФлагманВет», имеющий большую волонтерскую сеть. У них хорошая репутация. Это, конечно же, не панацея, а лишь один из путей решения большой и сложной проблемы, связанной с целым рядом факторов. Решить ее точечно, боюсь, невозможно.
Что нужно сделать, чтобы количество бездомных животных в регионе сократилось, а нападения на людей прекратились? Во-первых, необходимо организовать максимально масштабную, тотальную стерилизацию животных.
Что происходит сегодня? На средства, выделяемые из бюджета, а в год на Самару в общей сложности тратится порядка 50 млн руб., отлавливается порядка трети, а то и четверти поголовья безнадзорных животных. То есть большинство собак (а речь в первую очередь о них) не стерилизуется. Они остаются в естественной среде и продолжают размножаться даже не в арифметической, а в геометрической прогрессии. Если из десяти безнадзорных собак трех стерилизовали, а семь оставили, поголовье оставшихся особей увеличится минимум вдвое – до 14. В следующем году из этих 14 собак мы стерилизуем еще трех, и останется 11, умножаем надвое и в следующем году получаем 22. Это путь в никуда.
А ведь перед глазами есть успешный опыт других регионов. Например, Нижегородской области, куда представители «ФлагманВета» специально ездили по моему настоянию, чтобы посмотреть, как там организована работа: отлов животных в городе был передан от коммерсантов социально ориентированным волонтерским НКО. Там как раз начали работу с масштабной массовой стерилизации. Это нужно сделать и нам.
Плюс к этому требуется создание центров содержания животных, потому что в естественную среду должны выпускаться, конечно же, не все особи. Агрессивных животных следует оставлять под присмотром. У нижегородцев есть целый ряд наработок, которые будут нам полезны.
Например, одна из самарских проблем – формирование стай за счет подрядчиков типа ООО «Добрые люди», которые ловили животных поодиночке из разных мест, стерилизовали, а потом выпускали на свободу всех вместе. Так получалась стая из 15-20 особей. Естественно, что все собаки в ней будут держаться вместе, потому что собака – животное стадное. Получается, что мы за бюджетные деньги сами эти стаи и создаем.
В Нижнем Новгороде подход совсем другой. Во-первых, ответственные подрядчики не выпускают на свободу большие стаи: максимум три-четыре собаки. Во-вторых, они сами заранее отбирают для выпуска на волю наименее агрессивных собак, которые не представляют для людей угрозы.
Иногда я слышу претензии по поводу того, что в городе не решены все проблемы с ветеранами, инвалидами и детьми-сиротами, а мы, дескать, хотим тратить деньги на собак. Мне кажется, так могут рассуждать только популисты, потому что, повторяю, сегодня государство и так выделяет средства на все эти цели. Если только на Самару тратится порядка 50 млн руб., можете представить, сколько этих средств выделяется в целом по стране! Но когда деньги расходуются неэффективно, это не дает результата. На мой взгляд, лучше сконцентрировать ресурсы, чем так бесхозяйственно разбазаривать.
Кроме того, центр содержания создается не для того, чтобы животные жили в нем круглогодично и всю жизнь, он рассчитан на то, чтобы подыскать для них хозяев. Акции, которые проходят у нас в регионе, в том числе выставки животных для передачи в добрые руки, вызывают большой отклик. Собаку надо привести в порядок, стерилизовать, вакцинировать, помыть, и наверняка найдутся те, кто захочет ее взять домой.
В связи с безнадзорными животными существует также проблема создания информационной системы: многие особи в Самаре на сегодняшний день вакцинированы и чипированы, но никто данные об этих чипах не систематизирует. А это означает, что никто не контролирует дальнейшую судьбу животных, и их можно ловить по второму разу и вновь списывать деньги на ту же стерилизацию.
Сегодня в ряде регионов пытаются создать такую информационную систему, которая бы охватила не только безнадзорных, но и домашних животных. Правда, я считаю, что введение на начальном этапе регистрации домашних животных приведет только к отрицательным результатам, потому что это должно делаться добровольно. Существуют большие профессиональные объединения, например, Российская кинологическая федерация, в которой сформирована глобальная база примерно по шести миллионам собак. Она могла бы быть интегрирована в единую информсистему, оператором которой мог бы стать Россельхознадзор. Такую проработку на государственном уровне мы тоже сегодня ведем.
Также в Госдуму внесен законопроект о создании центров содержания животных на принципах государственно-частного партнерства с тем, чтобы строить эти объекты за счет привлечения частных средств. Я один из авторов этого законопроекта. В ближайшее время мы его обязательно примем.
– Еще один остро стоящий для Самары вопрос – градостроительная политика вокруг исторического поселения. Ранее градозащитники и архитекторы обратились к губернатору Дмитрию Азарову с просьбой принять необходимые документы для грамотного развития исторического поселения и регулировки застройки в этом районе. Какая работа ведется в этой части с вашей стороны? Что здесь нужно сделать, чтобы решить проблему?
– Нужно продолжать начатую работу, которая, к сожалению, по разным причинам, объективным и в большей степени субъективным, застопорилась. Решение о придании центру Самары статуса исторического поселения было принято еще в декабре 2019 года. С того времени прошло больше двух лет. Я постоянно добиваюсь от власти принятия необходимых документов. Следующим этапом должно было стать утверждение перечня ценных градоформирующих объектов (ЦГФО). Он составлялся уже не единожды. Я был вынужден несколько раз письменно обращаться к губернатору с тем, чтобы тот перечень ЦГФО, который был подготовлен городом вместе с градозащитниками, общественниками и прокуратурой, наконец-то был формализован.
Последнее заседание проектного офиса по историческому поселению состоялось месяц назад. Оно было посвящено в том числе этому вопросу. Я настоял на том, чтобы было записано решение проектного офиса о необходимости утвердить весь перечень ЦГФО, а также направить документы в Москву для принятия решения о создании проекта объединенной зоны охраны. Эти документы должны идти в Минкульт России, поскольку согласовывают их федеральные эксперты. Еще ранее я специально просил экспертов Минкультуры предварительно изучить предлагаемую документацию с тем, чтобы избежать ошибок.
То есть я со своей стороны делаю все, чтобы это происходило максимально быстро, и почему чиновники тянут, могу лишь предполагать. Я вижу, как проходят заседания Градостроительного совета и проектного офиса, и понимаю, кто из власть предержащих выступает ступором. Кроме того, важно понимать, что здесь налицо серьезный конфликт интересов.
Речь не столько про чиновников, сколько про профессиональное сообщество. Например, на известном нашумевшем заседании секции Градостроительного совета в ноябре 2021 года председательствовал архитектор Леонид Кудеров. Именно на этом заседании к реализации рекомендовали сомнительные проекты, вызвавшие большой резонанс – в первую очередь снос знаменитого самарского элеватора и строительство на его месте 24-этажных высоток. Этот проект был разработан архитектурно-строительной фирмой «Альфа-Л». Штука в том, что Леонид Кудеров, подписавший протокол секции градсовета, одновременно является директором этой компании. То есть он с утра разрабатывает проекты, а после обеда – их согласовывает.
То же самое касается и другого скандального проекта – строительства ГК «Берег» многоэтажек в историческом центре на ул. Алексея Толстого в границах ул. Пионерской и ул. Венцека. Он также был поддержан секцией градсовета во главе с Кудеровым. При этом г-н Кудеров, как минимум, до 2015 года являлся главным архитектором компании «Альфа-Стиль», разработавшей проект.
Очевидно, что позитивным моментом во всем происходящем является то, что мы добились введения моратория на строительство в границах исторического поселения, и сегодня застройщики практически не заходят на территорию с новыми объектами. Но их попытки продолжаются и будут продолжаться. Думаю, это одна из причин того, что власти не поддерживали мои предложения присвоить Самаре статус не регионального, а федерального исторического поселения. Хотя при наличии такого высокого статуса у нас были бы большие шансы получения федеральной помощи.
– Как решается проблема уборки снега в городе после возбуждения уголовного дела в отношении МП «Благоустройство» и смены руководства предприятия?
– Расследование уголовного дела, возбужденного весной прошлого года, близится к завершению. Думаю, что в ближайшее время будет закончено и предварительное следствие в отношении экс-директора муниципального предприятия «Благоустройство», а материалы по нему уйдут в суд. Надеюсь, из него в отдельное уголовное дело будут выделены материалы по работе небезызвестной компании «Кедр-1».
Для себя четко понимаю, что МП «Благоустройство» в данном случае является не героем происходящих процессов, а заложником ситуации. Но когда самарцы справедливо возмущаются по поводу неубранного снега и отсутствия техники, я задаюсь справедливым вопросом: как можно было заключать государственные и муниципальные контракты с компанией «Кедр-1» с уставным капиталом в десять тыс. руб. и очень небольшим количеством находящихся у них в собственности или аренде уборочной техники и сотрудников? Чиновники что, не понимали, что не справятся с этой задачей, и весь город будет в снегу?
Кроме того, само следствие в рамках уголовного дела вскрыло множество вопиющих фактов, о которых я мог только догадываться. Оказалось, что объемы вывозимого снега безбожно завышались, полигоны для его складирования не соответствовали требованиям закона, и власти вынуждены были арендовать под эти цели другие площадки.
Кроме того, выяснилось, что у снега есть своя пересортица: свежевыпавший снег увозить дешевле и проще, чем тот, который слежался и превратился в лед. Но по документам практически весь снег, вывозимый из Самары, самой высокой и сложной категории – именно лед.
Также оперативными службами была изъята очередная «черная бухгалтерия», которая велась по числу машин, приезжающих на полигоны. Сотрудники заполняли два журнала: в один - записывали число машин, прошедших через полигон «по документам», а в другой – их реальное количество. Оно было, разумеется, гораздо меньше.
Тема с этой компанией требует отдельного осмысления, потому что касается не только уборки снега в Самаре. Только за период 2018-2020 годов ООО «Кедр-1» получило более, чем на 2,2 млрд руб. бюджетных подрядов. По сути, эта компания существует только за счет средств казны. Я усматриваю в этом очевидную коррупционную подоплеку и буду со своей стороны добиваться дальнейших проверок.
– На каком этапе ситуация с возбуждением уголовного дела по итогам проверок трат субсидии на ремонт общежития ПГУТИ? Ожидается ли смена ректора вуза?
– Комиссия Минцифры РФ после инициированных мной проверок вернулась из Самары в Москву. Подготовлен итоговый акт о выявленных нарушениях. Он уже направлены в Генпрокуратуру. У меня нет сомнений, что за этим последует возбуждение уголовного дела, поскольку руководство ПГУТИ принимало и подписывало акты выполненных работ, которые в действительности не проводились. Проверка выявила большое количество нарушений, когда происходила замена материалов в сторону их удешевления, а предусмотренные контрактом и сметой работы не выполнялись вовсе. Это в чистом виде «уголовщина».
У меня большие вопросы по поводу логики действий ректора. Когда я изначально предлагал помощь с выделением дополнительных средств, то просил определить, где самая тяжелая ситуация с ремонтом в вузе, поскольку университет вообще не получал денег на эти работы в последние годы. Также я предложил им самостоятельно подготовить проектную документацию и составить смету. Это касалось и здания общежития на ул. Ерошевского, и основного корпуса на Московском шоссе. Поэтому то, что я увидел на момент так называемого «торжественного открытия», просто повергло меня в ужас и шок.
Я, в самом деле, не понимаю, что заставило руководство ПГУТИ пойти на эти шаги? Почему нельзя было качественно разработать проект и реализовать его. Сам ректор университета толком объяснить это не может. Думаю, руководство Минцифры в самом ближайшем времени определит его судьбу.
– Что будет с ремонтом вуза?
– Его в любом случае доведут до конца. Ранее на этот год была сделана заявка также и на ремонт учебного корпуса ПГУТИ на ул. Льва Толстого. Его нужно приводить в порядок – это исторический центр города. Сметой предусмотрены работы на 42 млн руб. Деньги Минцифры готово выделять из федерального бюджета. Но понятно, что в нынешних условиях, пока мы не разберемся с ситуацией внутри ПГУТИ, они этих средств не получат.
– Какие меры принимаются для регулировки роста цен на товары и услуги?
– Эта тема волнует всех. Например, цена неопилованной доски выросла в четыре раза: раньше один куб стоил семь тыс. руб., сейчас он стоит 28 тыс. руб. Стоимость цемента выросла, по сути, в три раза. С чего вдруг? Сейчас ситуация доходит до абсурда, когда спецификация и прайс-листы выдаются максимум на день-два. Ты должен сегодня определить номенклатуру товара и оплатить его стоимость, потому что завтра цена будет уже другой. В условиях бизнеса это, наверное, возможно, а в условиях государства – нет. Это влечет за собой рост цен.
Я понимаю, что у этого есть экономическая подоплека, но наряду с объективными причинами есть и чисто субъективные. Например, прокуратура, проверяя цены на сахар, уже установила многочисленные факты умышленного удержания товара в большом количестве на складах. Это делалось только с одной целью: спровоцировать рост искусственного дефицита и, как следствие, нарастить таким способом прибыль и увеличить свои барыши. Конечно, такого быть не должно.
Мы предлагали правительству разные варианты решения проблемы. Например, установить параметры ценового коридора по ряду социально значимых и других товаров и продуктов, наделить антимонопольную службу как основного регулятора дополнительными полномочиями и рычагами. Недавно был представлен отчет правительства Госдуме, где эта тема широко звучала. Перед этим прошли встречи фракций Госдумы с премьер-министром. Вопросы о росте цен я поднимал непосредственно перед Михаилом Мишустиным.
С этим, конечно же, нужно что-то делать. Задача не в том, чтобы ходить с «Маузером» в кожанке по магазинам и заставлять продавцов снижать цены, а в том, чтобы объективно разобраться в происходящем. У всякого ценообразования есть своя подоплека. Я поддерживаю подход Минпромторга, предложившего металлургической отрасли установить максимальную норму прибыли в 20% и экономически обоснованную цену. Думаю, во всех сферах нужно делать именно так.