Бизнес остановился в развитии
Какие компании перестанут инвестировать в новые проекты
Крупный российский бизнес приостанавливает инвестиции в развитие. 21 апреля «Яндекс» отозвал прогноз на 2022 год и заявил, что откажется от новых вложений по многим направлениям. Параллельно о похожих мерах заявили «М.Видео-Эльдорадо» и несколько крупных продуктовых ритейлеров. Как ожидают аналитики, опрошенные “Ъ FM”, на этом оптимизация больших компаний не остановится, а отказ от новых вливаний в российскую экономику серьезно отразится на потребителях. Тему продолжит Григорий Колганов.
В начале марта спикер Госдумы Вячеслав Володин говорил о том, что рынок спасет импортозамещение. Отечественный «Дядя Ваня», например, должен немедленно сменить уходящий McDonald’s. Сейчас, по оценкам ученых Йельского университета, приостановили или прекратили работу на территории России более 750 иностранных предприятий. При этом их доля на рынке все еще вакантна, а российский крупный бизнес только сокращает инвестиции в новые проекты.
Прежде, к примеру, «Яндекс» вкладывал сотни миллионов долларов в развитие искусственного интеллекта и облачных технологий, в сервисы доставки потребительских товаров. А в свой основной проект — поисковую систему — с 2016 по 2021 год компания влила 1,5 млрд руб. Однако теперь она замораживает инвестиции в новые и экспериментальные сервисы. Вероятно, «Яндекс» будет повышать финансовую эффективность уже существующих платформ, полагает аналитик группы компаний «Финам» Леонид Делицын:
«Направления "Яндекса", отдачу от которых мы видели прямо сейчас, оказывались для компании в основном неприбыльными. Игра там шла именно на постепенное выбывание игроков с рынка. Услуги, которыми пользовались многие россияне, связанные с поездками, доставкой, электронной коммерцией, вероятно, будут дорожать, сократится маркетинговая активность. Пользователям предлагалось много приятных дополнительных возможностей. Теперь эта борьба, видимо, ослабнет».
Среди крупных ритейлеров оптимизма не больше. О намерении сократить инвестиции и закрыть часть магазинов заявили в сети «М.Видео-Эльдорадо», новые точки не планируют открывать X5 и «Азбука вкуса». Последние еще и реорганизуют команды, работавшие на развитие новых направлений бизнеса. Собеседники “Ъ FM” не удивлены — на фоне перебоев с импортом и падения покупательной способности населения продажи сократятся даже у самых успешных компаний. А значит, придется развивать не новый, а пытаться сохранить на плаву старый бизнес.
Это отразится в том числе на покупателях, которые недосчитаются магазинов у дома, объясняет главный экономист консалтинговой компании «ПФ Капитал» Евгений Надоршин: «Очевидно, что это будет сопровождаться увольнениями. Вопрос — с какой скоростью и на каких условиях. Понятно, что сотрудников офлайна невозможно будет полноценно пристроить в онлайн-формат. Основные проблемы ждут тех, кто был не в штате. Сокращение сотрудников, которые находятся в нем, происходит мягче — просто по трудовому законодательству стоит дороже. Не думаю, что пока речь идет об очень большом всплеске безработицы. Другое дело, что выходят они на тяжелый рынок труда».
Впрочем, последствия могут быть и более серьезные. Инвестициями в проекты крупный российский бизнес подпитывал смежные индустрии почти во всех секторах экономики. Если появление новых брендов, проектов или сервисов остановится, рецессия экономики затронет почти каждого россиянина, считает управляющий партнер инвестиционной группы Movchan’s Group Андрей Мовчан: «Те же самые смежные структуры — скажем, поставщики торгового оборудования — тоже столкнутся с тем, что будет строиться меньше магазинов.
Пострадает строительная индустрия. Раньше товарная логистика развивалась, склады и магазины строились активно. Теперь все это в прошлом, соответственно, они тоже будут увольнять людей, поскольку там станет меньше прибыли, реинвестирования, возведения строительных заводов, инвестиций в оборудование. Транспортная логистика очень сильно упадет — то же увольнение водителей и механиков. Это даже должно касаться и образовательных учреждений в том числе».
Впрочем, можно посмотреть на проблему и под другим углом. Председатель Счетной палаты Алексей Кудрин прогнозировал, что ВВП России в этом году упадет более чем на 10%, то есть серьезнее, чем в 1998 или 2009 году. По мнению собеседников “Ъ FM”, даже если бы крупный бизнес захотел инвестировать в стартапы и покупать активы, в таких условиях фирм с потенциалом генерации новых рабочих мест может просто не появиться.