Самолеты рискуют улететь без GPS
Какие проблемы могут возникнуть у российских авиакомпаний
Росавиация рекомендовала подготовиться к полетам без использования GPS, пишут «Известия». Это связано с возможным отключением американской спутниковой системы, а также глушением ее сигналов. Теперь перевозчики должны оценить риски и провести дополнительные занятия с летным составом, чтобы отработать ситуацию отказа спутниковых систем навигации.
Впрочем, проблем у российских авиакомпаний возникнуть не должно, считает главный редактор портала для авиапассажиров Frequentflyers.ru Илья Шатилин: «Система GPS в аэронавигации является вспомогательной. В принципе для этого используются наземные радиомаяки, приводные радиостанции, инерциальные системы самолетов и так далее. Для захода на посадку в ряде аэродромов России есть наземные корректирующие станции и системы GLS на базе GPS.
Точно так же там существуют обычные курсо-глиссадной системы ILS. В принципе отсутствие GPS никак не мешает летать, ее можно полностью отключить прямо сейчас, от этого никто не пострадает. В чем может быть проблема? При намеренном внесении помех в сигнал GPS на дисплеях современных самолетов может последовательно вылезать большое количество уведомлений о сбое.
Далеко не все самолеты в принципе оснащены GPS, так что они как летали, так и будут летать.
Что касается российского воздушного транспорта, то на тех же Superjet существует опция GPS-ГЛОНАСС — комбинированная приемоизмерительная аппаратура. На Boeing и Airbus ГЛОНАСС в принципе не предусмотрен, дорабатывать их нет смысла, и это достаточно затруднительно. А российские самолеты, когда они начнут выпускаться, будут идти с этой системой».
Глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин заявил, что сейчас рассматривается вопрос об отключении России от системы GPS. Но, по его словам, сделать это технически очень сложно. Тем не менее использовать на российских самолетах отечественную навигационную систему ГЛОНАСС не составит труда, говорит заслуженный пилот России Вадим Базыкин: «Конечно, есть аналоги — ГЛОНАСС. Чтобы все работало, нужно около 28 спутников. Я думаю, что у "Роскосмоса" все это есть. Если этим будет заниматься он, то все будет хорошо, а если Минпромторг, то вряд ли.
Потому что одни нацелены на результат, другие на процесс — разница только в этом. Но в любом случае диспетчер видит самолеты и будет помогать. Дело в том, что весь импортный транспорт одинаково принимает систему GPS и ГЛОНАСС. В принципе, если со второй все в порядке, то ничего страшного не случится. Современные самолеты не управляются непосредственно пилотами, капитан воздушного судна управляет компьютером, которые регулирует траекторию транспорта четвертого поколения. И поэтому все работают от системы GPS и должны принимать систему ГЛОНАСС».
В Росавиации также заявили, что возможные перебои c GPS не повлияют на безопасность полетов. Это не единственная система навигации, подчеркнули в ведомстве.