Запчасти отстают по срокам
С какими проблемами из-за этого сталкиваются автодилеры
Бизнес просит продлить сроки гарантийного ремонта авто. К властям обратились РСПП и ассоциация «Российские автомобильные дилеры» (РОАД). Они отмечают, что из-за логистического кризиса сроки поставок запчастей сильно выросли — зачастую точная дата вообще неизвестна. Сейчас на гарантийный ремонт закон отводит от 30 до 45 дней, но бизнес настаивает, что этого недостаточно. Дилеры опасаются «потребительского экстремизма», когда водители будут массово подавать иски, а суды назначать компаниям штрафы.
Хотя о намеренном затягивании ремонта речь не идет, отмечает директор по сервису «Автодом Алтуфьево» Роман Тимашов: «Считаем, что инициатива своевременная и очень нужная не только дилерам, но и в целом отрасли. Сложности у нас в основном с агрегатными ремонтами, электронными компонентами, проблема тянется еще с пандемических времен.
Что касается сроков по сложным кейсам, сейчас мы начали получать запчасти, которые заказывали в начале марта. Так, если раньше они приходили в течение трех-четырех недель, то сейчас срок — шесть-семь. Дилер больше все-таки на стороне клиента. Нет никакой выгоды от того, что автомобиль не эксплуатируется. Умышленного затягивания абсолютно точно никто не преследует».
Но если нормы о сроках гарантийного ремонта в законе о защите прав потребителей заморозят, это может привести к злоупотреблениям со стороны дилеров, считает зампред комиссии ОП РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК при Общественной палате Александр Холодов: «Есть закон о защите прав потребителей, в котором прописаны сроки гарантийного ремонта.
У нас люди вполне адекватные — они подают в суд только в крайних случаях, когда понимают, что их требования безосновательно нарушены.
Поэтому в данном случае требовать, чтобы что-то поменяли в законе, на мой взгляд, неправильно. Есть такое понятие, как "форс-мажор", то есть суд может снизить штрафные санкции, если это необходимо. Если дилер не предоставил запчасти, поскольку нарушены сроки поставки, его вряд ли оштрафуют. Если это просто попытка дилера надругаться над потребителем, извините, зачем поблажки?»
Дилеры пытаются справиться с нехваткой запчастей различными способами: например, они предлагают разрешить параллельный импорт деталей. Однако сейчас такая схема запрещена, а автопроизводители настаивают, что проблем с комплектующими нет.