Казахстану не хватило пшеницы
Страна хочет оспорить запрет РФ на экспорт зерна в ЕАЭС
Запрет на экспорт зерновых в Евразийский экономический союз (ЕАЭС), введенный Россией в середине марта для защиты внутреннего рынка, устроил не всех членов союза. Так, Казахстан, столкнувшийся с нехваткой зерна для переработки, посчитал меру нарушением договора о ЕЭАС и намерен ее оспорить. Юристы отмечают, что РФ имела право вводить односторонние ограничения.
Казахстан увидел элементы дискриминации во введенном Россией временном запрете на экспорт зерновых в страны ЕАЭС. Об этом представитель страны заявил сегодня на оперативном совещании в Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), рассказали «Ъ» источники. Запрет на вывоз пшеницы, ржи, ячменя и кукурузы из России в страны ЕАЭС введен с 14 марта по 30 июня для защиты внутреннего рынка.
По словам источников «Ъ», представитель Казахстана указал, что из запрета на экспорт в страны ЕАЭС есть исключение — Белоруссия, как союзное государство. Кроме того, остался возможен экспорт зерна из РФ в третьи страны в рамках квоты в 11 млн тонн до 30 июня. Казахстан, по словам источников «Ъ», планирует направить обращение в адрес российской стороны, поскольку предприниматели страны считают меру нарушением договора о ЕЭАС. В ЕЭК, российском Минсельхозе и Минсельхозе Казахстана комментарии не предоставили.
Источник «Ъ» на зерновом рынке говорит, что запрет на экспорт был введен, чтобы не допустить реэкспорт в третьи страны, прежде всего в Узбекистан и Таджикистан.
Это становится выгодно из-за разницы в цене, формирующейся за счет беспошлинной торговли внутри союза при наличии экспортных пошлин при вывозе из России в третьи страны, поясняет он. По оценкам «Совэкона», экспорт зерна из России в страны ЕАЭС до запрета мог доходить до 0,5 млн тонн в месяц. Но в этом сезоне Казахстан на фоне проблем с урожаем резко увеличил закупки пшеницы в Сибири.
Запрет уже негативно сказался на казахстанском бизнесе. Как писало местное издание Forbes, 9 апреля Союз зернопереработчиков Казахстана сообщал о росте цен и нехватке зерна на рынке. Как отмечало издание, 50–70% мельниц в стране либо остановились, либо работали без запасов. Директор Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий Рылько поясняет, что на этом фоне Казахстан также ввел квоту на экспорт пшеницы и муки. По словам директора «Совэкона» Андрея Сизова, из-за экспортных ограничений пострадали и аграрии в Сибири, где цены заметно снизились, особенно на фоне хорошего урожая. По оценкам «Совэкона», с 23 марта средние цены на пшеницу третьего класса в Сибири снизились на 750 руб., до 15,3 тыс. руб. за тонну.
По словам источника «Ъ», отмена запрета на экспорт в ЕАЭС сегодня может спровоцировать рост цен на зерно в Сибири и на Урале.
При этом нельзя исключать новую волну реэкспорта, указывает он. По словам собеседника «Ъ», запрет стоит снимать только при внедрении механизма, препятствующего реэкспорту, например при продаже только переработчикам и обязательстве внутри страны. Дмитрий Рылько считает, что решением проблемы могло стать включение стран ЕАЭС в общую квоту на экспорт зерна из РФ.
Адвокат, советник юридической компании «Нортия ГКС» Анастасия Чурсина отмечает, что РФ имеет право вводить в одностороннем порядке ограничения на вывоз товаров в соответствии с договором. Порядок и объемы таких ограничений определяются государством с учетом целей, в данном случае — обеспечения продовольственной безопасности РФ, отмечает она. Но если Казахстан считает, что его права как союзного государства нарушены, то право ЕАЭС содержит механизмы разрешения таких споров, например направление представлений государствам—членам союза об устранении барьеров, говорит госпожа Чурсина.