В русле последних тенденций
Туристы заменили перелеты речными круизами
Резкое сокращение числа доступных выездных направлений и стремление на фоне нестабильной обстановки провести отпуск недалеко от дома стимулировали дополнительный спрос на речные круизы по России. Их востребованность на фоне общего спада в туристической отрасли выросла на 10–15% год к году. В дальнейшем динамика может замедлиться из-за роста стоимости туров.
Спрос на речные круизы в мае—июне в среднем превысил аналогичные показатели прошлого года на 10–15%. Об этом “Ъ” рассказала исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе. В круизном центре «Инфофлот» оценивают рост спроса относительно прошлого года в 80% на май—июнь и в 40% на оставшийся летний период. Заместитель гендиректора «Мостурфлота» Светлана Гончарова уточняет, что текущий спрос в целом превышает прошлогодний: мест в круизах на майские праздники почти не осталось, а в аналогичный период прошлого года они еще были доступны. Заместитель гендиректора турфирмы «Водоходъ» Илья Суховольский говорит об увеличении продаж на 30% на майские праздники.
Интерес к речным круизам растет на фоне общего падения туристического рынка.
По данным туроператора «Дельфин», число забронированных туров на майские праздники в этом году сократилось на 10% год к году. Майя Ломидзе связывает увеличение спроса на круизы с программой туристического кэшбэка и общим стремлением туристов на фоне нестабильной обстановки отдыхать недалеко от дома. «Круизы не предполагают перелет и подсознательно воспринимаются как безопасный продукт»,— отмечает она. По словам госпожи Ломидзе, это обеспечивает высокий спрос на отдых в Московской, Ленинградской областях и вокруг всех крупных городов. Гендиректор «Дельфина» Сергей Ромашкин также называет Подмосковье четвертым по востребованности туристическим направлением на май.
Представитель «Инфофлота» Антонина Киселева считает важным фактором отсутствие выездного туризма: 30–35% клиентов, запланировавших круиз на май—июнь, попробуют такое путешествие впервые. Одновременно стоимость поездки в среднем оказывается ниже, чем отдых на Черноморском побережье, и не предполагает сложную логистику в условиях закрытия аэропортов, указывает она. Светлана Гончарова добавляет к этому расширившуюся линейку круизных операторов: на внутренних направлениях начали работать люксовые суда, появились экспедиционные туры, варианты отдыха без детей. Она связывает это с появлением дополнительных судов на фоне отсутствия въездного потока, а также со стремлением операторов сформировать альтернативу зарубежным предложениям.
Майя Ломидзе указывает, что стоимость речных круизов за год выросла в среднем на 15%, сейчас недельное путешествие обходится в среднем в 60–80 тыс. руб.
По словам госпожи Киселевой, средняя стоимость одного дня при краткосрочном путешествии из Москвы за год выросла на 5–7%, до 7,5 тыс. руб. На рынке используется динамическое ценообразование и с высоким спросом стоимость предложения может увеличиваться, добавляет она. Илья Суховольский оценивает среднюю стоимость круизного дня в 8,1 тыс. руб., что на 3,5% выше значения прошлого года.
По словам госпожи Ломидзе, на фоне общего высокого уровня инфляции на круизном рынке могут быть объективные факторы для нового повышения цен в течение предстоящего летнего сезона. А рост стоимости туров может привести к снижению продаж, указывает она. Светлана Гончарова уточняет, что опасения операторов вызывают растущие цены на продукты питания, билеты в музеи и экскурсионное обслуживание, судовое топливо. Доля последнего, по ее словам, может формировать до 20% от себестоимости тура. В условиях общей неопределенности строить прогнозы на сезон достаточно сложно, так как удачные первые месяцы не гарантируют высоких показателей в дальнейшем, отмечает госпожа Гончарова. В «Инфофлоте» ждут роста спроса на речные круизы на 10–15% год к году. А «Водоходъ» рассчитывает отправить на 7–10% больше туристов, чем годом ранее.