Санитарно-стратегический уход
Шведский производитель санитарно-гигиенических изделий Zewa, Libress, Libero объявил о постепенном сворачивании бизнеса в России
В минувшую пятницу шведская компания Essity, производитель брендов Zewa, Libress, Libero и других, объявила о начале выхода с российского рынка. Руководство российского подразделения ООО «Эссити» уточнило, что формат ухода еще не определен, местные фабрики, в том числе Светогорский завод в Ленобласти, продолжают работу. Аналитики оценивают долю шведского производителя в России на уровне 23%, отмечая при этом, что на российском рынке санитарно-гигиенических изделий наблюдается избыток производственных мощностей, что являлось сдерживающим фактором для роста цен. В случае продажи бизнеса в России его стоимость почти с 50% дисконтом составит не более 5–6 млрд рублей, но наиболее вероятным сценарием ухода эксперты считают передачу управления российскому менеджменту.
«Условия Essity для ведения бизнеса в России ухудшились. В результате активы компании в России были обесценены примерно на 1,4 млрд шведских крон,— приводятся слова президента и главного исполнительного директора Essity Магнуса Грота в сообщении компании.— Начата работа по выходу с российского рынка. В 2021 году чистые продажи Essity в России составили около 2,8 млрд шведских крон, что соответствует примерно 2% от общего объема консолидированных чистых продаж в 2021 году».
По словам Карена Акопяна, генерального директора ООО «Эссити», российского подразделения шведской компании, точный способ выхода еще не определен. Компания рассмотрит все варианты, включая продажу. «Наши фабрики продолжают работу. Наши 1300 российских сотрудников продолжат работать и получать зарплату, пока не будет найдено окончательное решение. Мы продолжаем продажу продукции на территории России и не рассматриваем вариант параллельного импорта»,— уточняет топ-менеджер.?
Essity — один из крупнейших в мире производителей гигиенических средств со штаб-квартирой в Стокгольме (Швеция). Штат сотрудников компании насчитывает около 46 тыс. человек. В России компания работает с 1994 года и владеет заводами в Советске и Веневе (Тульская область), Светогорске (Ленинградская область). Общая численность работников российских предприятий — 1300 человек. В 2020 году объем чистых продаж компании составил 122 млрд шведских крон (€11,6 млрд).
В городе Светогорск Выборгского района Ленинградской области Essity с 1998 года владеет заводом по производству санитарно-гигиенических бумаг под торговыми марками Zewa (двухслойная туалетная бумага, бумажные полотенца) и Tork (туалетная бумага различных форматов, бумажные листовые полотенца для профессиональной гигиены). Мощность завода — до 52 тыс. тонн продукции в год, штат — 318 сотрудников. По оценке Михаила Бурмистрова, генерального директора «Infoline-Аналитика», общий объем производства санитарно-гигиенических изделий (СГИ) в России в 2021 году превысил 640 тыс. тонн, что на 10% больше показателей 2020 года.
«В настоящее время завод компании Essity в Светогорске работает в обычном режиме, с полной загрузкой. Уведомлений о режиме простоя, приостановке деятельности предприятия и массовом высвобождении работников в правительство Ленинградской области не поступало»,— прокомментировали новость в пресс-службе правительства Ленинградской области. По данным «Infoline-Аналитика», в прошлом году производственные мощности Светогорского завода были загружены практически полностью и предприятие выпустило более 50 тыс. тонн СГИ.
Российские производители после ухода шведской компании почувствуют «облегчение», процитировала слова представителя Сясьского целлюлозно-бумажного комбината (производителя туалетной бумаги под брендом «Мягкий знак») пресс-служба областной администрации в своем телеграм-канале. «Это пять лет назад уход Zewa с рынка был бы проблемой. Сейчас этот рынок перенасыщен. Если кто-то отваливается, то это даже хорошо»,— заявил главный технолог Сясьского ЦБИ Денис Головчанский.
Сясьский целлюлозно-бумажный комбинат создан в 1928 году в городе Сясьстрой Волховского района Ленинградской области. ОАО «Сясьский ЦБК» было зарегистрировано 19 сентября 2002 года. Сведения об учредителях в ЕГРЮЛ отсутствуют. Объем производства туалетной бумаги на предприятии составляет 600 млн рулонов в год, бумаги-основы санитарно-гигиенической — 100 тыс. тонн в год. По данным аналитиков, доля на рынке предприятия на рынке бытовых СГИ составляет 10% в физическом выражении и 13% — в денежном.
В части перенасыщения рынка со специалистом согласен Дмитрий Марков, финансовый аналитик, автор стратегий автоследования «Финам»: «Уход Essity снизит уровень конкуренции и, возможно, вызовет дополнительный умеренный рост цен на период ребалансировки рынка. Тем не менее, вероятно, что освобожденные мощности будут использованы другими компаниями отрасли. При этом на рынке СГИ в России существует избыток производственных мощностей, это сдерживающий фактор для цен». Аналитик оценивает долю всех производств шведской компании в России в пределах 23%.
«Бизнес Essity в России в стабильных экономических условиях мог стоить до 10 млрд рублей даже без учета стоимости брендов,— полагает Михаил Бурмистров.— Однако с учетом геополитической ситуации Essity едва ли удастся получить в рамках сделки более 5–6 млрд рублей даже в случае отсроченного платежа. Потенциальными покупателями могут выступить конкурирующие компании, однако, вероятнее всего, для ускорения сделки будет предусмотрена передача активов в управление российскому менеджменту».