Шанс для инвестора
Сохранение капитала
Проблема сохранения сбережений приобрела особую актуальность после мартовского запрета на валютные операции для физических лиц, поскольку российское население, привыкшее к кризисам и обесцениванию денег, все эти годы стабильно вкладывается либо в недвижимость, либо в валюту. И хотя через месяц ограничения смягчили, вопрос альтернативных возможностей для сохранения или приумножения накоплений в ближайшей перспективе остается актуальным.
По словам Вадима Бараусова, директора «Фонда 60+», ответ на вопрос, как обезопасить сбережения, знают те, кто еще до февральских событий точно и четко спрогнозировал текущую ситуацию на финансовых рынках. «К сожалению, таких людей нет. Именно поэтому к конкретным прогнозам относительно выгодности и безопасности сбережений стоит прислушиваться со здоровым скептицизмом»,— уверен эксперт.
В целом же все зависит от срока и цели вложений, объема средств и квалификации частного инвестора. По мнению Антонины Шарковой, профессора департамента отраслевых рынков Финансового университета при Правительстве РФ, среди защитных активов, которые позволят балансировать на уровне доходность-инфляция,— открытие депозитных счетов (если речь идет о вложениях на период от одного до трех лет), покупка драгоценных металлов и ценных монет (на срок более трех лет).
«Эти инструменты хороши тем, что обеспечивают сохранение покупательной способности вложенных средств в условиях инфляции, привычны в восприятии, не требуют специальных навыков в управлении и не связаны с дополнительным налоговым бременем»,— поясняет она.
Сохранность вложений в драгоценные металлы и монеты обеспечивают темпы роста их рыночной стоимости, опережающие потребительские цены, а средства на депозитных счетах — приемлемые по отношению к уровню инфляции процентные ставки.
«Рублевые вклады сейчас весьма высокодоходны. Правда, самые интересные ставки банки держат только по вкладам на три-шесть месяцев, по более длинным депозитам процент резко снижается»,— отмечает Олег Анисимов, основатель проекта «Вкладер».
По мнению Азамата Мзокова, генерального директора Lomonosov Analysis, наиболее безопасными инструментами вложения свободных средств сейчас являются депозиты, застрахованные Агентством страхования вкладов, на сумму до 1,4 млн рублей, по которым в среднем банки предлагают ставку до 20% в год, а те банки, которые попали в санкционные списки,— еще выше, хотя введенные ограничения и касаются в основном международных операций.
Доходные активы
При желании не только сохранить средства, но и попытаться их приумножить, по словам Татьяны Козловой, старшего руководителя проектов направления «Оценка и финансовый консалтинг» группы компаний SRG, стоит обратить внимание на рынок недвижимости, который в рублевом эквиваленте не падал даже в кризисное время. Но в условиях роста цен на строительные и отделочные материалы строящееся жилье может стать приобретением с повышенным риском.
«В последнее время на рынке также появились предложения так называемых коливингов. В этом случае инвестор может стать собственником минимального помещения с санузлом (от 13 кв. м). Пассивный доход обеспечивает договор с управляющей компанией, которая занимается обслуживанием дома и за счет гостиничного направления деятельности гарантирует более высокую доходность, нежели в результате долгосрочной сдачи в аренду жилья»,— добавляет эксперт.
Вячеслав Трактовенко, предприниматель, координатор Клуба лидеров в Санкт-Петербурге и Ленобласти, отмечает, что для более квалифицированных инвесторов возможны стратегии с портфелем акций российских компаний, а также более сложными финансовыми инструментами, такими как покупка паев в паевых инвестиционных фондах и пр. В этом случае доходность может достигать 30% годовых в рублях, но и риск будет выше.
«В то же время в средне- и долгосрочной перспективе привлекательными становятся инвестиции в реальный сектор российской экономики, особенно с учетом целого ряда освобождающихся с уходом западных компаний ниш, с уже существующим практически гарантированным спросом»,— поясняет он.
По словам Олега Анисимова, если понять, какие отрасли и компании выиграют от происходящей смены парадигмы, можно в перспективе 5–10 лет хорошо заработать, так как российские акции сейчас многократно дешевле аналогов из других стран.
«В сложившейся ситуации неопределенности наиболее разумно вкладывать средства в ликвидные инструменты, такие как облигации федерального займа, корпоративные облигации с коротким сроком погашения и акции компаний-экспортеров, по которым еще возможно получить дивиденды в этом году, а также акции компаний продуктового ритейла, которые наиболее устойчивы в период высокой инфляции. Что касается вложений в иностранной валюте, можно рассмотреть акции США через СПб Биржу. Наиболее предпочтительные сектора — здравоохранение, нефтегазовый, финансовый, промышленный и сырьевой»,— добавляет Павел Макаров, персональный брокер «БКС Мир инвестиций».
«Разумеется, акции — это способ для тех, у кого есть длинные деньги, стратегическое видение и понимание того, что зачастую рынки ведут себя иррационально и гарантировать ничего нельзя»,— предостерегает Олег Анисимов.
По словам Азамата Мзокова, пока что перспективы рынка ценных бумаг действительно сложно предвидеть, ожидается высокая волатильность и еще большая, чем раньше, неопределенность ввиду возможности введения новых санкций и ограничений со стороны западных государств. Среднестатистическому человеку достаточно сложно отслеживать на ежедневной основе новости экономики, политики и сигналы рынка, поэтому сейчас больше возможностей для заработка у профессиональных участников рынка, способных спекулировать на каждой инвестиционной идее. Для обычных граждан больше подходит позиция стратегического инвестора, когда свободные денежные средства вкладываются с горизонтом инвестирования минимум в три-пять лет, а рост ожидается в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Обязательная диверсификация
В любом случае проверенные временем стратегии диверсификации сбережений и сокращения рисков актуальны и сейчас. «Для любого финансового инструмента есть вероятность потери стоимости, будь то валютные, процентные, инфраструктурные риски, кибер-риски или риски ликвидности и так далее. Диверсификация снижает эту вероятность при негативном развитии событий, который нужно принимать как базовый вариант. Только рублевый депозит в одном банке, только иностранные акции, только недвижимость, только наличная валюта, только сахар и прочий подобный выбор не должен быть вашим решением ни в коем случае»,— уверен Вадим Бараусов.
«Рублевые банковские вклады, "кэш" и гособлигации, смешать, но не взбалтывать. Так бы ответил известный киногерой на вопрос о наиболее разумных инструментах для сбережений и инвестиций с горизонтом на следующие два-три года. Набор выглядит чрезвычайно консервативным, однако и время сейчас неспокойное. С американского долгового рынка поступают сигналы о неизбежной рецессии в следующие 6–18 месяцев, российский фондовый рынок ждет еще один удар во время выхода нерезидентов. Поэтому, возможно, сейчас не стоит заигрываться в "отскок" отечественных акций, какими бы дешевыми они ни казались. Лучше постараться занять надежные позиции, которые позволят пересидеть циклический спад и при необходимости быстро перейти из обороны в инвестиционную атаку»,— считает Марк Гойхман, главный аналитик Tele Trade.
По словам эксперта, следуя такой логике, основной акцент сейчас стоит делать на рублевые банковские вклады со сроком три-шесть месяцев под 15–20% годовых. Вероятно, через несколько месяцев такой доходности у них уже не будет, так что есть смысл «зафиксировать» ее сейчас. По гособлигациям же, имеющим сейчас доходность 11–12% годовых, продлить ее можно на более длительный срок, на несколько лет. Кроме того, небольшую часть средств можно использовать для покупки иностранной валюты, пока курс еще ограничен искусственно, а комиссии на покупку уже отменены. Есть смысл распределить данную часть между несколькими ликвидными валютами для диверсификации. Вероятно, доллар США будет получать поддержку от начавшегося увеличения процентных ставок ФРС и планов распродажи ранее купленных облигаций с ее баланса. Но лучше, тем не менее, «подстраховаться», например, покупкой еще и евро или швейцарского франка, вблизи текущих уровней с горизонтом до конца 2022 года. Выглядит более надежно и солидно.
Примерно в таком депозитно-валютном положении можно будет находиться до тех пор, пока американский фондовый рынок, прежде всего индекс широкого рынка S&P 500, не испытает падение на 25–30% и более. Это также вероятно из-за грядущего ужесточения политики ФРС и постепенного снижения инфляции.
«Если все это произойдет до конца 2022 года, скажем, с первым ударом вниз в мае-июне, и со вторым в октябре-декабре, то тут и понадобятся первая часть нашего инвест-коктейля. Банковские вклады к этому моменту закроются, принеся за шесть месяцев около 8–10%, гособлигации и валюты по отношению к рублю на волатильности могут принести примерно столько же.
Тут начнется самое интересное, потому что к этому моменту есть хорошие шансы на снижение цен на золото с $1900 за тройскую унцию, до $1500–1600. Собственно золото после циклического спада — один из главных фаворитов, потому что у него есть все шансы повторить свое ралли 2009–2011 года, достигнув к 2023–2024 году уровня в $2500–3000 за тройскую унцию.
Помимо золота, может открыться возможность вдолгую купить российские акции. Выбор здесь огромный, в каждом секторе можно брать лидеров, но с пониманием двух-четырехлетнего горизонта. Все остальное, вроде криптовалют, американских или других иностранных акций, имеет слишком неопределенное будущее применительно к резиденту России»,— заключает Марк Гойхман.
Новые инструменты
Что касается появления в ближайшей перспективе новых инструментов для вложения средств, по мнению экспертов, в России всегда было тяжело с альтернативным инвестированием. «Кроме того, в условиях нестабильности финансовых рынков появление исключительно новых способов размещения средств не будет адекватно воспринято мелкими инвесторами. Наиболее вероятно расширение линейки существующих инструментов — в условиях космической стоимости внешних долговых заимствований от правительства и промышленных корпораций стоит ожидать эмиссии акций и облигаций, позволяющих на хороших условиях использовать средства населения»,— считает Наталья Бондарчук, профессор департамента отраслевых рынков Финансового университета при Правительстве РФ.
По мнению Вадима Бараусова, на рынке могут появиться два тренда. Первый — упрощение обычного финансового инструментария для населения, своего рода «возвращение к истокам», вплоть до бумажных векселей и облигаций. Второй — наоборот, максимальное расширение спектра финансовых инструментов от мошенников. «Население, к сожалению, по-прежнему любит риск, так что предложения по вложениям в крипту, выводу сбережений за границу, высокодоходным схемам инвестирования, получению господдержки и прочий криминальный креатив найдут свой спрос. Здесь как раз будут зашкаливать цифровые разновидности»,— прогнозирует он.
По словам Марка Гойхмана, новые финансовые инструменты, как правило, появляются после завершения экономического спада, когда на рынках много ликвидности, но мало идей (как сейчас). Для текущей ситуации относительно новыми финансовыми инструментами являются криптовалюты. «Однако стоит помнить, что ровно два цикла назад "новыми" инструментами были акции интернет-компаний, которые всего за год (с 2000-го по 2001-й) потеряли около 90% своей стоимости. Выжившие превратились в интернет-гигантов, которые сегодня оцениваются в триллионы долларов. Но готовы ли мы прямо сейчас угадать, какая из криптовалют станет новым гигантом? И если да, стоит ли делать ставки на них в момент, когда пузырь еще не сдулся?» — заключает эксперт.