Мастера порта
Что за автомобили застряли в Бельгии
Пожалуй, главной автомобильной новостью минувших выходных стали сообщения о 8000 «люксовых автомобилей», заблокированных бельгийской таможней в порту Зебрюгге, поскольку введенные Евросоюзом санкции запрещают отправку в Россию машин, чья цена превышает 50 тыс. евро за штуку. Поводом для многочисленных публикаций стал сюжет, показанный каналом Euronews, однако тема обсуждалась уже за две недели до упомянутого эфира.
Одним из первых о проблеме сообщило 7 апреля бельгийское издание The Brusseles Times. Управляющий директор терминала International Car Operations (ICO) Марк Адриансенс сказал корреспонденту о тех самых 8000 автомобилях, «половина из которых — премиальные». «Мы можем разместить здесь до 10 000 автомобилей, так что места еще есть, но нас не радует перспектива заполнить все наши площадки этими заблокированными автомобилями», — предупредил ответственный работник порта.
В сюжете Euronews, вышедшем в эфир 15 апреля, при словах корреспондента о том, что «в бельгийских портах скопилась масса предметов роскоши», камера скользит по рядам Mitsubishi Outlander, который к числу роскошных автомобилей можно причислить разве что только сегодня, когда даже Chery Tiggo стоит больше 3 млн руб. Когда начинает говорить все тот же Марк Адриансенс, за его спиной стоит Land Cruiser Prado, отнюдь не флагман модельного ряда Toyota. «Эти автомобили, прибывающие с Дальнего Востока, предназначены для России», — говорит г-н Адриансенс. За секунды до этого камера показывает ряды Cadillac Escalade. Эту модель для российского рынка производили в городе Арлингтон, штат Техас, и едва ли внедорожники могли «прибыть с Дальнего Востока» даже несмотря на все сегодняшние трудности с логистикой. Появились в сети и другие видеоролики, в которых видны, как утверждается, купленные россиянами Mercedes-Benz G-Класса, скопившиеся в бельгийском порту. Модель производят в австрийском Граце, который, как известно, расположен тоже не на Дальнем Востоке. Есть и другие «несовпадения между текстом и картинкой».
После 24 февраля отдельными автомобильными брендами из Европы в РФ не было ввезено вообще ни одной новой машины. Те немногие, что смогли пересечь границу, едва ли как-то серьезно повлияли на общую картину. Могла ли за пять недель в бельгийском порту скопиться такая «пробка» из транспорта, не доехавшего до российских покупателей?
За благополучный — относительно того, что происходит сегодня — январь 2022 года по данным агентства «Автостат» в РФ было импортировано 24,9 тыс. автомобилей. Если потом все остановилось, и остались только не слишком масштабные поставки из Китая по железной дороге, то происходящее в Бельгии похоже на правду.
Между тем, на официальном сайте порта Зебрюгге — логотип предприятия представляет собой букву Z, что логично, потому что придумывали его не сегодня — сообщается, что «терминалы занимают общую площадь 375 га с емкостью стоянок до 210 000 единиц». Так что проблемы, связанные с хранением 8000 автомобилей — это скорее попытка администрации порта освободить складские площади от «застоявшегося» товара, а не катастрофа, грозящая парализовать работу.
К слову, крупнейшие автопроизводители мира доверяют Зебрюгге не только транспортировку и временное хранение готовых автомобилей, но и установку на них дополнительного оборудования под нужды конкретного рынка. В общей сложности легковыми машинами тут заняты порядка 2000 сотрудников, как на небольшом автомобильном заводе, что еще раз говорит о том, что проблемы порта с автомобилями для россиян — больше политические, нежели экономические.