Агрокомплексный подход
На фоне ужесточения антироссийских санкций и ухода с отечественного рынка зарубежных компаний затраты на производство продовольственных товаров значительно выросли. В среднем удорожание составило 40–50%. Это связано с зависимостью производителей от импортных товаров: оборудования, этикеток, витаминов для животных и прочего. В результате конечная стоимость продукции выросла, и снижения цен, по прогнозам производителей и экспертов, до конца года не будет. Впрочем, региональные власти начали инвестировать в развитие импортозамещающего производства, в том числе в АПК, а местные компании заявили о готовности выпускать заменители иностранных аналогов.
За последние несколько месяцев в Свердловской области выросли цены на продовольственные товары. По данным Свердловскстата, цена за 1 кг картофеля в марте 2022 года составила 50,3 руб., что на 17,1% больше, чем в декабре 2021 года. Капуста с конца прошлого года подорожала на 87% и к марту стала стоить 87 руб. за 1 кг. Цены на мясо за три месяца увеличились на 3-12%, а на молочные продукты — на 5-9%. Рост связан с удорожанием производства до 40–50%, спровоцированным антироссийскими санкциями.
Производственная импортозависимость
Основными факторами, наиболее серьезно отразившимися на затратах производителей, стали логистические издержки, закупка импортных витаминов и кормов для скота, а также упаковка и этикетка. «Зависимость от импорта в сельскохозяйственной отрасли остается существенной, можно даже сказать критической. В молочном животноводстве основное поголовье крупного рогатого скота — это коровы голштинской породы, поставки которых осуществлялись из стран ЕС, США и Канады. В части птицеводства практически на 100% зависимость от инкубационного яйца. Также импортными остается сельхозтехника, доильное оборудование, производственное оборудование по всему спектру пищевой промышленности»,— рассказала зампредседателя комитета МТПП по развитию предпринимательства в АПК и генеральный директор Petrova5Consulting Марина Петрова.
По ее словам, зависимость российского растениеводства от зарубежных семян также высока: по сахарной свекле она составляет 97%, по картофелю превышает 90%, по подсолнечнику — более 70%. При этом большая часть поставок премиксов, витаминов и добавок, используемых в производстве комбикормов, тоже зарубежные. Так, если внутреннее производство премиксов покрывает около 90% спроса, то компоненты для их производства в основном импортные.
Представители свердловского пищепрома заявляют, что увеличение затрат на производство отразится на цене для потребителя, иначе предприятиям придется работать в убыток. Директор ООО «Талицкое молоко» Юрий Окунев пожаловался, что за последние месяцы в условиях санкций себестоимость производства выросла на 20%: «Упаковка подорожала на 20–30%, закваски для творога и йогуртов — в три-четыре раза. Оборудование у нас импортное, его необходимо обслуживать, иногда чинить, а это тоже затраты». Господин Окунев считает, что одним из основных рисков для производителей сейчас является возможная потеря импортного оборудования, аналогов по качеству которым в России нет. «Три года назад мы купили российские сепараторы для масла за 3 млн руб. Их приходилось постоянно чинить, качество оставляло желать лучшего. Затем купили немецкое оборудование за 20 млн руб. — работает идеально. Поэтому сейчас говорить об импортозамещении, о переходе на отечественные товары сложно: качество оборудования напрямую отразится на качестве нашей продукции и потребителях»,— подчеркнул он.
Генеральный директор управляющей организации молочно-товарных ферм ООО «Ударник» (Свердловская область), ООО «Петелино» (Тюменская область) и проектируемой МТФ «Мальцево» (Курганская область) Эльвира Черепанова рассказала, что цена на конечный продукт предприятий выросла на 10%. По ее словам, рост связан с повышением на 30% цен на импортные составляющие кормовых добавок, ветеринарных препаратов и запасных частей для техники. При этом определенный запас на два-три месяца позволил найти альтернативные цепочки поставок.
В Национальном союзе производителей молока заявили, что несмотря на удорожание производства, ситуация на рынке молочных продуктов стабильная. Ни одна свердловская компания с рынка не ушла. «Есть объективные факторы, которые влияют на себестоимость: курс валют, ключевая ставка, и мы, к сожалению, никак не можем это изменить. Совместно с бизнесом мы анализируем, что будет происходить с себестоимостью, и занимаемся проработкой инструментов, которые могут снизить давление на предприятия. Пока мы видим риски, связанные с разрывом логистических цепочек и ограничением поставок компонентов и оборудования для пищевой индустрии, ищем варианты купирования рисков»,— отметили в союзе.
Уход с российского рынка иностранных партнеров сказался и на производителях комбикормов. Так, Богдановичский комбикормовый завод (занимает около 50% рынка Свердловской области) в марте ограничил продажу комбикорма до 10 мешков в одни руки, чтобы противодействовать спекуляциям на рынке из-за высокого спроса. А в апреле из-за изменения логистики поставок импортных товаров и валютных колебаний предприятие подняло цены до 40%. Замгендиректора предприятия Олег Хамьянов пояснил, что кормовые добавки завод закупал у европейских партнеров, которые не хотят разрывать контракты, но из-за санкционных ограничений не могут торговать напрямую. Из-за этого уральскому заводу приходится завозить товары через другие страны, что повысило затраты на логистику.
Свердловские производители пива по-разному оценивают уход иностранного бизнеса из России. По словам сооснователя пивоварни Red Rocket Никиты Абсурда, из-за дефицита определенных ингредиентов, высокого курса доллара и «абсолютного непонимания дальнейших перспектив пивной отрасли» производство подорожало до 50%. «Наше производство всегда зависело от импорта, так как мы придерживались направления крафтового пивоварения. Если мы варим крафт, то это в большинстве своем импортный солод, американский хмель, импортные соки и пюре. Баночная линия розлива у нас из Америки, само оборудование, на данный момент, венгерское. Даже этикетка для нашего пива печатается на немецкой самоклейке. Почти каждый аспект производства так или иначе касается импорта. Что касается аналогов сырья, то солод российского производства еще худо-бедно можно использовать для не самых прихотливых сортов пива, но американский хмель по своей сути аналогов почти не имеет»,— пояснил он.
Господин Абсурд уточнил, что солод с хмелем за последние месяцы подорожали на 30–50%, ПЭТ-кеги — на 30–40%, алюминиевые банки — почти в два раза, этикетки — на 100–120%. При этом большинство поставщиков стали работать только по предоплате, что приводит к повышению отпускных цен на продукцию. «Боюсь, что худшее еще впереди. На данный момент мы немного подняли цены, на 10–15%, стараясь держать их в доступном сегменте, в зависимости от сложности и дороговизны сорта пива»,— добавил сооснователь пивоварни.
Директор по развитию пивоварни «Замысел» Дмитрий Леванов считает, что текущая экономическая обстановка в итоге позитивно отразится на рынке. «Безусловно, сейчас все дорожает. Средняя цена этикетки выросла с 3 руб. до 20 руб., хмель и солод подорожали на 30%, пюре малины — на 80%, все сырьевое производство в целом — на 15%. Поэтому-то и цена на крафтовое пиво выросла с 350 руб. до 500–700 руб. Но в перспективе все окажутся в выигрыше,— отмечает господин Леванов.— Уход иностранных конкурентов дал возможность местному продукту раскрыться для потребителя. И как только отечественные производители смогут оптимизировать производство под нынешние реалии, а у россиян пропадут предрассудки к местным товарам, цены начнут снижаться, а качество останется прежним».
Как производители, так и эксперты не ожидают снижения цен на продукцию до конца года. Кроме того, с учетом возможного ухудшения экономической обстановки в стране и сезонными издержками, стоимость продукции АПК может даже повышаться.
Рестораны справились с паникой
Заведения общепита Свердловской области, которые в начале марта также столкнулись с ростом цен на продукты, в итоге смогли стабилизировать поставки и сейчас заявляют не только о том, что поток клиентов не снизился, но и вырос.
Екатеринбургский ресторатор Евгения Левандовская (заведения «Мистер Чанг», «Легенды юга», «Пряности») отметила, что, несмотря на то, что блюда в ее заведениях в основном паназиатские, а значит, продукты импортные, дефицита их нет. «Наши поставщики сумели наладить поставки, мы всем обеспечены. Паники никакой нет. Даже алкогольной продукции более чем достаточно. Конечно, затраты выросли, но мы сумели оптимизировать работу под сложившиеся условия рынка»,— заявила она.
В сети ресторанов «Сушкофф» рассказали, что цены на продукты питания, упаковку и расходные материалы выросли значительно. Например, лосось подорожал на 70%, аналогичный рост по всем морепродуктам. Продолжает дорожать рис — за последнее время на 14%. «Сейчас цены точечно снижаются на бакалею, но не до уровня февраля. Ищем альтернативные продукты, при этом сохраняем наш фокус на качестве продуктов и блюд»,— подчеркнули в «Сушкофф». Сеть также фиксирует рост цен до 20% на импортное и отечественное оборудование. При этом сохраняется риск невозможности ремонта зарубежного оборудования из-за отсутствия комплектующих, но сеть ищет аналоги в Китае. Впрочем, выручка «Сушкофф» в марте оказалась на 20% выше, чем за аналогичный период прошлого года. «Сейчас мы планируем открывать новые рестораны. В апреле открылся новый ресторан в Челябинске, через неделю — открытие в Салде, в мае — в Оренбурге. По ассортименту мы сохраняем в меню любимые блюда гостей, при этом вводим и антикризисное предложение для гостей с доступной ценой, и альтернативные новые блюда с новыми ингредиентами»,— добавили в сети.
Урал заменяет импорт
В сложившихся условиях власти регионов Уральского федерального округа (УрФО) начали принимать антикризисные меры для поддержки предприятий АПК. В 2022 году на поддержку сельскохозяйственных производителей в Свердловской области направят более 4 млрд руб. Средства выделят из федерального и регионального бюджетов. «В текущих условиях наша общая задача — минимизировать последствия санкций, обеспечить необходимые условия для комплексного развития АПК и насыщения рынка отечественной продукцией. Прежде всего, важно сохранить объемы производства в сельском хозяйстве, в пищевой и перерабатывающей промышленности»,— заявил губернатор Евгений Куйвашев. Из бюджета региона выделили 170 млн руб. для льготного кредитования сельхозпроизводителей. Как заявил министр АПК и потребительского рынка региона Артем Бахтерев, это позволит провести посевную кампанию без сбоев.
В конце марта губернатор Ханты-Мансийского автономного округа (ХМАО — Югра) Наталья Комарова приняла план первичных действий по обеспечению развития экономики региона в условиях внешнего санкционного давления на 2022 год. В документе регулируются вопросы снижения налоговой нагрузки для организаций, поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечения бесперебойного функционирования предприятий, в том числе занятых в импортозамещении и агропромышленном комплексе.
Параллельно с этим на Урале начинается реализация проектов по импортозамещению в АПК. Так, компания «Айседора» планирует в текущем году открыть в Сысерти (Свердловская область) предприятие по производству соков, кваса и воды мощностью 62 млн литров напитков в год. Объем частных инвестиций превысил 1 млрд руб. Как рассказал директор компании Леча Атиев, объект будет сдан через два с половиной–три месяца, примерно столько же понадобится на установку оборудования. «Предприятие будет специализироваться на производстве безалкогольных напитков: соков, нектаров, кваса и питьевой воды. Это особенно важно, потому что в Свердловской области проблема с питьевой водой. Мы уже пробурили две скважины, к нам поступает до 350 куб. м воды высшего качества ежесуточно»,— отметил он.
Также в регионе реализуется проект, который предусматривает создание первого безотходного производства животноводческого комплекса по производству органических удобрений.
Предприятие «Югорское подворье» (ХМАО — Югра), производящее яйца и мясо птицы, планирует провести импортозамещение на всех стадиях производства, в том числе начать использовать отечественные яйца для инкубаторов. А компания «Ягоды Югры» намерена заменить клюкву, бруснику и морошку любого импортного производителя, выращенную в искусственных условиях.