Страховые выносы
Правительство пойдет на отсрочку платежей компаний в социальные фонды
Для бизнеса, поставляющего товары и услуги на внутренний рынок, планируется ввести отсрочку до 1 мая 2023 года уплаты страховых взносов за второй квартал текущего года, а для таких производственных предприятий — еще и за третий. Речь идет о 2,8 млн предприятий и «экономии» в общей сложности 1,6 трлн руб. В условиях высоких ставок по кредитам эта мера фактически является беспроцентным кредитом правительства двум третям экономики РФ, который позволит компаниям без ухудшения положения пополнять оборотные средства и платить контрагентам. Смысл льготы скорее не в экономии компаний на инфляции, а в максимальном смягчении «санкционно-логистического» спада ВВП во втором-третьем кварталах 2022 года. Это действие легко по необходимости продолжить в 2023 году и в секторальном, и в общеэкономическом варианте спецусловиями возврата отложенных налогов в будущем.
В понедельник, 25 апреля на совещании с правительством по экономическим вопросам президент предложил ввести годовую отсрочку по уплате страховых взносов для предприятий, поставляющих товары и услуги на внутренний рынок. Сама возможность вводить отсрочку предусмотрена в одном из «антикризисных» законопроектов, который временно расширяет полномочия правительства — во многом по аналогии с «пандемийным» функционалом Белого дома, но сейчас это не секторальная, а общеэкономическая мера.
Соцплатежи в налоговой нагрузке РФ — наиболее чувствительная составляющая налогового перераспределения в РФ.
Сейчас компании, за исключением льготных категорий, платят 30%: 22% отчисляется на обязательное пенсионное страхование, 5,1% — на обязательное медицинское страхование, а также 2,9% — на обязательное социальное. Для малого и среднего предпринимательства ставка снижена до 15%. Сравнения объема налогового перераспределения в РФ последнего десятилетия с крупнейшими экономиками показывают, что без сырьевых налогов уровень перераспределения в РФ сопоставим с налоговым перераспределением в США, с учетом — с перераспределением в среднем по странам ОЭСР. Фактически любые налоговые льготы в России имеют смысл или изменением ставки НДС, или на уровне ставок соцсборов.
Возможность более поздней уплаты страховых взносов была предусмотрена и в «ковидном» 2020 году — тогда полугодовая отсрочка распространялась на микробизнес, а затем также на малое и среднее предпринимательство. В «контрсанкционном» варианте эта мера выглядит уже более масштабной — и по срокам, и по перечню лиц, которые смогут ею воспользоваться. Так, по словам президента, «системная мера, практически для всей экономики», коснется она всех организаций, поставляющих товары и услуги на внутренний рынок. Список исключений тем не менее уже озвучен: отсрочкой не смогут воспользоваться экспортеры, компании финансовой сферы и оптовой торговли, а также организации бюджетного сектора.
Точный перечень отраслей, которые будут иметь доступ к этой льготе, определит правительство. По общему правилу предполагается отсрочка взносов за второй квартал, а для производственных предприятий (то есть за вычетом сферы услуг) — еще и за третий. Срок уплаты назначен на 1 мая 2023 года. При этом для организаций производственного сектора, следовало из слов Владимира Путина, возможны и «дополнительные преференции» в случае сохранения занятости и фонда оплаты труда по состоянию на 1 июня 2022 года. О каких именно мерах идет речь, президент не пояснил, глава Минэкономики Максим Решетников сообщил, что речь идет «о некоем льготировании, может быть, списании какой-то части в зависимости от сохранения занятости» — вопрос еще будет дополнительно прорабатываться.
По оценкам властей, отсрочка уплаты страховых взносов коснется более 2,8 млн компаний, в которых работают 52 млн человек, или немного более половины занятости в РФ с учетом неофициальной.
Как отметил Максим Решетников, речь идет примерно «о двух третях российской экономики», а в случае с отсрочкой уплаты взносов еще и за третий квартал — 30% экономики. По словам президента, мера сохранит у бизнеса около 1,1 трлн руб. во втором квартале, а в третьем — еще 500 млрд руб.: «Эти средства будут работать внутри экономики, обеспечивать производственный цикл, дополнительно поддержат смежников, поставщиков и подрядчиков». Компенсацию выпадающих доходов внебюджетных фондов должен будет обеспечить Минфин.
Несмотря на очень внушительные суммы, называемые президентом, «в деньгах» при полном возврате средств в соцфонды по окончании годовой отсрочки речь идет об ограниченных средствах: речь идет предельно о десятых долях ВВП экономии компаний на инфляции. Важнее сама по себе отсрочка, которая должна дать возможность механически увеличить объемы оборотных средств компаний прежде всего с высокой долей ФОТ в себестоимости на пике начинающегося обвала ВВП. Он в силу экономических последствий военной операции РФ на Украине, сильнейшего санкционного давления и торговых эмбарго со стороны стран, представляющих не менее 50% мирового ВВП, неизбежен. Можно лишь смягчить его, компенсировав трем соцфондам РФ потери вливаниями из внеплановых нефтегазовых доходов (теперь не идущих в Фонд национального благосостояния) или из самого ФНБ. Далее речь может идти о компенсациях через политику погашения «налогового кредита» через год: наиболее пострадавшие от санкций и сбоев логистики отрасли могут освободить от уплаты отсроченных сборов (частично или полностью). Происходящее может стать прологом изменений в налоговой системе в целом — для их подготовки текущего бюджетного цикла на 2023 год будет недостаточно, поскольку спад в отраслях будет несинхронным, кросс-эффекты будут постепенно проявляться к осени.
Идея отсрочки дает Белому дому свободу конструировать будущее налогового стимулирования без цейтнота.
Бизнес, разумеется, приветствует хотя бы отсрочку крупного налогового платежа. Глава «Опоры России» Александр Калинин отмечает, что сейчас эта мера более актуальна, чем в «ковидный» период — кредиты дороги (реальная ставка составляет около 20%), отсрочка фактически является «беспроцентным кредитом». По его словам, эта «серьезная экономия», которую бизнес сможет использовать для пополнения оборотных средств, расчеты с поставщиками. При этом, считает Александр Калинин, важно, чтобы в перечне правительства оказался максимально широкий круг предприятий.
Другие новые меры поддержки экономики
Одновременно с квазиналоговыми льготами по соцплатежам правительством, согласно утвержденным вчера решениям, скорректируются и действующие меры поддержки экономики. В частности, планируется продлить до конца года программу льготной ипотеки на новостройки, которая истекает в середине лета, а также по мере снижения ключевой ставки ЦБ рассмотреть и снижение ставки по ней (с 12%, которых ставка по программе достигла месяц назад, до 9%). Также предлагается расширить систему гарантийной поддержки кредитования со стороны ВЭБ.РФ за счет ее распространения не только на системообразующие предприятия, но и на другие крупные компании, которые такого статуса не имеют. Напомним, речь идет о кредитах на пополнение оборотных средств по ставке под 11% годовых — как отмечают в Минэкономики, расширенная программа будет доступна крупным предприятиям с выручкой до 100 млрд руб. Ожидается, что это позволит увеличить вдвое кредитование реального сектора — в общей сложности кредитование в рамках этой программы должно достичь 1,1 трлн руб.
Отметим, что только об отсрочке платежей речи не идет: имея довольно внушительные федеральные резервы допрасходов (уже полученные в 2020–2021 годах — они не зависят от будущих цен и от объемов нового экспорта углеводородов, металлов и зерна), правительство уже сейчас активно раздает средства прямой господдержки и в уже падающие (как авиация), и не предполагающие сильного снижения выпуска (строительство), и в проблемные в будущем (машиностроение) сектора. Анонсированные действия правительства, видимо, проинфляционны — и то, как легко российская власть идет на такого масштаба действия, показывает уровень проблем, которые она ожидает в ближайшие месяцы, вряд ли будет большим преувеличением сказать, что к осени 2022 года ЦБ и Минфин будут скорее приветствовать инфляцию на текущем (апрель 2022 года) уровне, чем активно бороться с ней. Вероятно, оценки спада внутреннего спроса в ЦБ и правительстве выше, чем об этом говорится, а «перебор» в вопросе поддержки, который наблюдался в «ковидной» господдержке 2020–2021 годов, по последствиям относительно неопасен.
Правительство добавило на дороги
Белый дом выделил из своего резервного фонда 120 млрд руб. на дорожное строительство в 2022 году. Как следует из опубликованного вчера постановления правительства, большая часть этих средств, 86 млрд руб., будет направлена на ремонт и модернизацию более 2,5 тыс. км автодорог региональной сети в 63 субъектах РФ. Оставшиеся 34 млрд руб. пойдут на федеральные трассы — как на их реконструкцию, так и на строительство новых. В частности, отмечается в сообщении правительства, выделение дополнительных средств должно ускорить обновление дорог, формирующих международный маршрут Европа—Западный Китай, трассу Казань—Екатеринбург, а также участки между городами Золотого кольца.
Выделение средств обсуждалось властями в течение последнего месяца — в конце марта такое поручение правительству дал Владимир Путин. Отметим, практика выделения дополнительного финансирования началась в 2020 году, когда в ускоренном порядке на дорожное строительство было направлено 100 млрд руб. в счет будущих лимитов (по итогам года их зачли как дополнительные, чтобы не вычитать эти средства из финансирования последующих лет). В 2021 году объемы дополнительного финансирования составили уже 166 млрд руб. Кроме того, в конце года на дорожное строительство было выделено 100 млрд руб.— по 50 млрд руб. на 2022–2023 годы. В марте текущего года из федерального бюджета уже выделялось 160 млрд руб.— на обновление и строительство более 750 км федеральных трасс и более 290 км региональных дорог в Татарстане, Приморском крае, Белгородской, Кемеровской, Московской и Ярославской областях, а также в Ненецком округе.
Подобная схема финансирования рассматривается Белым домом как способ ускорения дорожного строительства — показатели нацпроекта «Безопасные и качественные дороги» планируется выполнить на год раньше, до конца 2023 года. В рамках этого проекта в 2022 году, как ранее сообщал вице-премьер Марат Хуснуллин, планируется выделить из бюджета более 1 трлн руб.— в текущем году должно быть построено и реконструировано 223 км и отремонтировано 6,7 тыс. км федеральных дорог.