В России впервые проведена CAR-T-клеточная терапия в качестве первой линии
Это действенная замена токсичной полихимиотерапии
Врачам НМИЦ гематологии в сотрудничестве с НМИЦ ДГОИ им. Дмитрия Рогачева удалось применить CAR-T-клетки для лечения взрослого пациента с лимфомой в первой линии. Таргетные препараты заменили токсичную химиотерапию.
CAR-T-клеточная терапия — это метод лечения, основанный на использовании собственных клеток пациента. T-лимфоциты извлекаются из организма пациента с помощью афереза — технологии, которая позволяет разделить кровь на компоненты и получить определенное количество лимфоцитов. Затем проводится их модификация, чтобы они могли распознавать и атаковать опухолевые клетки, и они вводятся обратно в организм пациента.
Евгений Звонков, заведующий Отделением гематологии и химиотерапии лимфом с блоком трансплантации костного мозга и гемопоэтических стволовых клеток, врач-гематолог, доктор медицинских наук:
В основе лечения лимфом применяются различные варианты полихимиотерапии (ПХТ) в виде стандартных режимов или реже высокодозных с трансплантацией аутологичных стволовых гемопоэтических клеток. В последнее время активно развиваются и входят в практику таргетная и клеточная терапия (аллогенная трансплантация, CAR-T-клеточная терапия и т. д.). Преимущество этих методов — избирательность и снижение токсичности, а в итоге появление персонифицированной терапии. В отличие от других солидных опухолей лучевая терапия и хирургическое лечение при лимфомах практически не применяется.
В основе CAR-T-клеточной терапии лежит использование собственных Т-клеток, которые берут у пациента, а затем в лабораторных условиях специально «обучают» распознаванию клеток опухоли и их уничтожению, а затем возвращают обратно больному. «Обучение» представляет собой генетическую модификацию в геноме Т-лимфоцита, в результате которой на поверхности появляется специальный химерный рецептор, способный «видеть» опухоль и передавать сигнал на ее ликвидацию.
Существует уже пять поколений CAR-T-клеточной терапии с различным количеством и сочетанием ко-стимуляционных молекул. С каждой новой генерацией клеток растет эффективность и уменьшается токсичность. Кроме того, появляются мультитаргетные, универсальные и многие другие разновидности. Наиболее перспективным видом, на мой взгляд, является так называемая поли-CAR-T клеточная терапия (или CAR-T-коктейли), при которой применяется сразу несколько типов таргетной терапии. Совсем недавно созданы CAR-NK, CAR-макрофаги. Активно развивается направление по созданию и применению аллогенных CAR-T-клеток.
Разработка этой технологии началась в 1980-х годах сначала в Израиле, а потом в США. Подобные технологии есть теперь во многих странах, особо впечатляют исследования в этой области, которые ведутся в Китае. Если китайцы исходно начали позже американцев, то сегодня их можно считать лидерами в этой технологии. Бум CAR-T-клеточной терапии в Китае сегодня включает более 500 исследований и неуклонно растет в качестве и доступности.
Конечно, при внедрении этого метода есть свои сложности. Прежде всего, нужна разрешительная законодательная база по использованию генно-модифицированных клеточных продуктов. Затем необходимо создание сертифицированного, безопасного и высокопродуктивного производства CAR-T-клеток. А для этого требуются обученные специалисты, оборудование, реактивы, лабораторные животные и т. д. В условиях примененных санкций решить эту задачу становится еще сложнее.
Возникшие ограничения стали мощным стимулом для развития этой технологии в России. Искусственно созданные со стороны стран Европы и США препятствия ограничивают применение этих технологий в России. Однако есть другие страны, готовые сотрудничать для достижения этой цели. У нас есть традиционные постоянные позитивные контакты с китайскими институтами и клиниками, которые активно участвуют не только в лечении наших пациентов, но и проявляют интерес к созданию «академических» CAR-T-клеточных технологий в нашей стране.