Тревожная кнопка детей не спасла
В Ульяновской области разбираются в причинах убийства детей в детском саду
Двое малолетних детей и воспитательница были убиты во вторник в детском саду «Рябинка» в райцентре Вешкайма Ульяновской области. Убийца беспрепятственно зашел в детсад с ружьем, которое он взял у им же убитого соседа. Охранника в учреждении не было. В региональном минпросвещения поясняют, что для такой категории детсада в соответствии с постановлением правительства РФ охранник и не требуется, и намерены поднять вопрос о необходимости полноценной охраны для всех ДДУ. На проблему охраны детей обратил внимание и генпрокурор России Игорь Краснов.
Страшная трагедия случилась во вторник в райцентре Вешкайма Ульяновской области. Во время тихого часа в детский сад «Рябинка» вошел житель поселка, застрелил из охотничьего ружья воспитательницу и двух маленьких детей, спавших в спальной комнате группы, вторая воспитательница была ранена.
В СУ СКР «Ъ» сообщили, что возбуждено уголовное дело по ч. 2 статьи 105 УК РФ (убийство двух и более лиц), на месте работает оперативная группа, обстоятельства устанавливаются. Однако раскрывать подробности трагедии отказались. Официального сообщения СУ СКР на момент подготовки текста так и не было. В региональном УМВД также отказались от пояснений и комментариев. Не пожелали говорить о трагедии и в управлении образования Вешкаймского района.
Исходя из сообщений телеграм-каналов, ссылающихся на источники в правоохранительных органах, а также информации, которую передал «Ъ» с места событий заместитель губернатора Ульяновской области Александр Коробко (курирует внутреннюю политику региона), убийца с охотничьим ружьем ИЖ27 вошел на территорию детского сада через открытый боковой вход, так как центральная дверь была закрыта. В это время младшая воспитательница Елена Карпова мыла полы и крыльцо. Он выстрелил женщине в руку. Елена Карпова забежала в детсад и подняла тревогу, закричав, чтобы все бежали на второй этаж. Другая воспитательница, Ольга Митрофанова, пыталась остановить преступника, и он ее застрелил, после чего прошел в комнату, где спали дети и выстрелами фактически в упор убил двоих детей пяти и шести лет — Катю и Володю. После этого застрелился. Полицию и скорую помощь по просьбе Елены Карповой вызвала повар детсада. Как сообщила повар телеграм-каналу Mash, она сначала нажимала тревожную кнопку, но та «никак не нажималась», после этого стала звонить в полицию по стационарному телефону.
Позднее была установлена личность преступника. Им оказался 26летний Руслан Ахтямов. Его опознала мать. Ружье было оформлено на 68летнего пенсионера Александра Дронина. Супруга Александра Дронина сообщила сотрудникам полиции, что утром ее муж собрался на охоту. Следователи установили, что Руслан Ахтямов на «Ниве» Александра Дронина поехал вместе с ним в лес «пристрелять ружье». Тело убитого пенсионера рядом с его «Нивой» было обнаружено около леса, недалеко от детсада.
В СУ СКР официально не подтвердили личность убийцы, но и не опровергли эту информацию.
Как сообщил «Ъ» пресс-секретарь губернатора Валерий Байбусинов, о трагедии в Вешкайме сразу же сообщили губернатору региона Алексею Русских, который находится в Ташкенте на Международной выставке «Иннопром». Губернатор принял решение прервать визит и ближайшим авиарейсом вылететь в Ульяновск. Алексей Русских сразу распорядился оказать полную комплексную помощь семьям погибших и пострадавших, оказать психологическую помощь всем участникам событий и их семьям. Кроме того, он дал распоряжение провести комплексную проверку всех образовательных учреждений региона на предмет соблюдения требований безопасности. По распоряжению губернатора на место трагедии срочно выехали первый вице-губернатор Игорь Эдель и вице-губернатор Александр Коробко. По словам пресс-секретаря, на утро среды запланировано заседание расширенного штаба с участием всех правоохранительных органов под председательством Алексея Русских по обсуждению необходимых мер по обеспечению безопасности детей. Как сообщил «Ъ» Александр Коробко, по поручению губернатора семьям погибших из областного бюджета будет выделено по 1 млн руб., пострадавшей воспитательнице — 500 тыс. руб.
Как выяснилось, в «Рябинке» не было своего охранника. В то же время в детсаду «Медвежонок» соседнего райцентра Карсуна помимо тревожной кнопки имеется и специальный лицензированный охранник, направленный ульяновской частной охранной организацией по договору с детским дошкольным учреждением (ДДУ).
Господин Коробко пояснил «Ъ», что обязательного требования наличия охранника в ДДУ нет. «Это зависит от категорийности ДДУ, от количества детей, посещающих детсад, при одних категориях нужен охранник, при других достаточно тревожной кнопки».
Министр просвещения и воспитания Ульяновской области Наталья Семенова подтвердила «Ъ», что, согласно постановлению правительства РФ № 1006 от 2 августа 2019 года «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов минпросвещения РФ», образовательные учреждения в зависимости от их численности подразделяются на четыре категории, к которым предъявляются разные требования. «Этот детсад относится к четвертой категории, где нет требования наличия охранника»,— пояснила министр. Она не исключает, что есть смысл все-таки ставить вопрос о наличии охранников во всех ДДУ.Вполне возможно, этот вопрос также будет обсуждаться с губернатором в среду на штабе с правоохранительными органами. «Но не знаю, защитит ли это от какого-то психически ненормального человека»,— добавила министр.
Александр Коробко сообщил «Ъ», что, по его данным, к психическому состоянию Руслана Ахтямова есть вопросы — «имеется информация, что ранее он обращался в военкомат в связи с психическим заболеванием». «По охране пусть скажут специалисты, а я считаю, что надо возвращать принудительное лечение людей с психическими заболеваниями, если сами они не хотят лечиться», — добавил вице-губернатор.
Во вторник генпрокурор Игорь Краснов на заседании в Совете Федерации заявил, что «произошедшие в прошлом году трагедии в Казани, Перми, Санкт-Петербурге и Серпухове, связанные с вооруженными нападениями на учебные заведения, показали очевидную недостаточность мер по обеспечению безопасности детей», «практически в каждом регионе выявлены случаи умышленного занижения категории защищенности объектов образования и, как следствие, непривлечение специализированной охраны».