Выступательная тактика
Музыкальные фестивали собираются с новыми силами
В 2022 году рынок музыкальных фестивалей под открытым небом недосчитался серьезных и проверенных игроков: «Нашествия», «Боли», «Пикника "Афиши"» и Park Live. О том, кто остался на музыкальной поляне, рассказывает Борис Барабанов.
Фестиваль русскоязычного рока «Нашествие», согласно заявлению устроителей из «Мультимедиа холдинга», «перенесен» на 2023 год. Организаторы международного фестиваля Park Live также говорят не об отмене, а о переносе. Если перенос «Нашествия» никак не комментируется, то в агентстве «Мельница», отвечающем за Park Live, рассказали: «Картина текущих обстоятельств не предоставляет возможность вписать в нее наш музыкальный праздник ни по юридическим, ни по логистическим, ни по простым человеческим причинам».
«Мы не знаем, когда, в каких условиях и в каком формате сможем вернуться к работе, и надеемся лишь на то, что происходящий ужас как можно скорее закончится»,— говорят организаторы фестиваля «Боль», в программе которого также были заявлены зарубежные хедлайнеры. То же касается и «Пикника "Афиши"». Как сообщила редакция «Афиша Daily», в 2022 году он проводиться не будет «из-за нестабильной ситуации в мире». Екатеринбургский промоутер, директор «Пикника "Афиши"» по репертуару Семен Гальперин сообщил в своих соцсетях, что ивент-отдел «Афиши» расформирован.
Однако как минимум шесть больших российских фестивальных брендов ведут активную рекламную кампанию.
«Дикая мята», которая в июне 2021 года из-за ухудшения ситуации с коронавирусом была отменена вместе со всеми прочими развлекательными мероприятиями в Тульской области, на данный момент продала все билеты на первый фестивальный уикенд (17–19 июня). 15 тыс. зрителей сохранили билеты, купленные еще в прошлом году, а всего на поле «Дикой мяты» с комфортом могут разместиться 20 тыс. Сейчас продаются билеты на вторую, электронно-танцевальную серию концертов, которая пройдет там же, в Бунырево, с 24 по 26 июня. «На протяжении примерно месяца мне было непонятно, как проводить фестиваль, когда гремят пушки. Я даже приостановил рекламную кампанию,— рассказывает продюсер "Дикой мяты" Андрей Клюкин.— И вот совершенно случайно я попал в Улан-Удэ, в Иволгинский дацан. Выяснилось, что местный лама знает наш фестиваль. Я поделился своими сомнениями, и он сказал: "Плохие дела делаются без выходных, так почему мы должны перестать делать хорошие?"».
«В какой-то момент я понял, что нужно не сидеть сложа руки, а что-то делать,— согласен со своим коллегой продюсер петербургского фестиваля "Стереолето" Илья Бортнюк.— Музыка должна давать надежду, объединять». Фестиваль «Стереолето» пройдет 12–13 июня в порту «Севкабель». В этом году в программе есть легкий крен в сторону поп-музыки, но Илья Бортнюк не считает это вынужденной мерой: «Я четыре года пытался заполучить в программу Леонида Агутина, и наконец мне это удалось. Мне очень нравится этот музыкант».
У организатора фестиваля «Доброфест» в Ярославле Сергея Силушина не было сомнений насчет того, проводить его или нет. У «Доброфеста» (30 июня — 3 июля), собирающего лучшие силы панк-рока, альтернативы и тяжелой музыки, сплоченная аудитория, поддерживающая фестиваль долгие годы. «Мы держимся за счет своего комьюнити»,— говорит Сергей Силушин. По его словам, в фестивале, несмотря ни на что, даже была готова принять участие одна американская группа — Anti-Flag. Однако сегодняшняя обстановка в Европе со всеми ее политическими и логистическими сложностями не позволила группе приехать в Россию.
Не собираются отменять и новый музыкальный форум под названием «САМ.ФЕСТ», организованный при поддержке Президентского фонда культурных инициатив и правительства Самарской области. Продюсер фестиваля Ева Самсонова характеризует «САМ.ФЕСТ» (11–12 июня) как «фестиваль авторской музыки в широком смысле этого слова». Вход на фестиваль свободный. «Хочется просто обняться вместе и спеть хором»,— говорит госпожа Самсонова. Еще один волжский бренд — ветеран российской фестивальной обоймы «Рок чистой воды». Он пройдет 30 июня в Нижнем Новгороде с участием «Воскресения», FPG и нового проекта Инны Желанной «Вилы». Наконец, снятие антиковидных ограничений в Краснодарском крае позволит провести этим летом в Сочи фестиваль Live Fest, который, как и многие события, переносился из-за пандемии.
По словам продюсера Live Fest Максима Волкова, и с этим согласны его коллеги, санкции пока не ударили по техническому обеспечению фестивалей. Наоборот, многие технические партнеры потеряли ряд крупных заказов и готовы работать с фестивалями на более выгодных условиях.
А вот с партнерами-спонсорами все гораздо сложнее. Здесь стоит отметить, что многие из них — это зарубежные компании. И, например, «народный» бренд «Балтика», часто работавший с большими событиями, принадлежит датской Carlsberg Group, которая готовится уйти с рынка.
Илья Бортнюк оценивает потерю спонсоров в 50%. Для «Дикой мяты» это, по словам Андрея Клюкина, «самая острая боль»: «Мы — фестиваль, который держит низкую цену на билет, у нас билет на три дня стоит 4500 руб. Это возможно только с партнерами».