История в повседневности
«Улей»: самый титулованный фильм Косово
В прокат выходит «Улей», драма о косовской женщине, которая вопреки всем патриархальным традициям решила варить на продажу перечный соус айвар. Дебют Блерты Башоли в прошлом году получил три главные награды фестиваля «Сандэнс» — за лучший международный фильм, за режиссуру и приз зрительских симпатий. А потом стал первым в истории косовским фильмом, попавшим в шорт-лист «Оскара» в номинации «лучший фильм на иностранном языке». Но это не просто история о женщине в патриархальном обществе. Это ответ на вопрос, можно ли варить айвар, не упокоив своих мертвых.
Через семь лет после косовской войны Фахрия Хоти все еще разыскивает своего мужа, сгинувшего во время массовой резни в Велика Круше. Она ездит в места, где обнаруживают новые захоронения,— но через столько лет опознать, конечно, никого уже нельзя, из земли достают гнилые перекрученные тряпки. Она пытается уговорить дряхлеющего свекра сдать ДНК, так будет хоть какой-то шанс найти останки его сына. Она ссорится с дочерью-подростком, рассказывает сыну, каким был его отец, ходит с детьми к реке — считается, что всех пропавших без вести мужчин Велика Круши просто утопили. И продолжает разводить пчел, как это делал муж, хотя меда получается совсем немного, а пчелы ее все время жалят. Чтобы работать с пчелами, нужно полное спокойствие. Однажды, чтобы хоть чуть-чуть заработать, она и ее подруги, такие же военные вдовы, решают делать на продажу айвар — пасту из печеных перцев. Мужская часть деревни уверена: женщины должны знать свое место. Только шлюхи учатся водить машину с мужиком-инструктором, только шлюхи заходят в кафе выпить кофе — а раз вы шлюхи, то можно забрасывать вашу машину камнями, пытаться вас изнасиловать, называть вас любыми словами.
Критики полюбили «Улей», дебют Блерты Башоли, в первую очередь за «тихий протест» героини против патриархального провинциального уклада, против мужского мира, который должен дать женщинам разрешение на нормальную жизнь. Все, кто в «Улье» судит и указывает,— мужчины: директор супермаркета, торговец перцами, свекор, бесконечная череда мужчин, которые лучше знают, что пристало женщине. Посреди этого патриархального вязкого мира неуклонное движение Фахрии к самостоятельности, может быть, и выглядит как протест. Но это не протест, а противостояние. Жизнь вопреки сплетням. Жизнь вопреки войне. Жизнь.
Протест — это истерика девочки-подростка, которая так злится, когда ее мать называют «словом на букву ш», что сама бросает матери это слово. Протест — это отказ отца сдать анализ ДНК и признать, что сын, скорее всего, никогда не вернется. Протест — это камень, брошенный в стекло машины, где за рулем женщина. То, что делают женщины в «Улье»,— это не протест, а медленная, постепенная, необходимая работа истории. Фильм основан на реальных событиях и реальной судьбе Фахрии Хоти — сегодня ее компания торгует со многими европейскими странами. Но «Улей» далек от бодрой социалистической сказки о взаимопомощи и доброте «маленьких людей», далек от сюжета о слабой женщине, которая может достичь чего захочет, здесь нет ни романтики «Шоколада», ни истории успеха матери-одиночки, как в «Москва слезам не верит»,— в общем, женщины здесь работают не для того, чтобы стать директорами, и не для того, чтобы найти мужика или саму себя.
Они просто живут дальше. Делают так, чтобы жизнь не замирала и не пробуксовывала, даже если целое поколение мужчин было отменено войной. Да, прошлое не отпускает Фахрию и не отпустит, ползает по ней и больно жалит, оно разложено по столам в морге, оно сгорело вместе со всеми семейными фотографиями — и все еще живо, потому что память о войне никуда не может исчезнуть. Но поиски останков мужа (Фахрия, очевидно, не верит, что он жив) — это не прошлое. Это настоящее: когда Башоли работала над фильмом, муж Фахрии все еще числился пропавшим без вести. И работа для нее — это не надежда на будущее. Это настоящее.
Блерта Башоли училась режиссуре в Приштине и в Нью-Йорке, сняла несколько короткометражек, а познакомившись с Фахрией Хоти, поняла, что перед ней идеальная героиня, о которой можно снять хоть десяток фильмов. Героиня не из тех, кто на своих ошибках учится быть сильной, не из тех, кто вызывает жалость. Фахрия просто живет, честно и последовательно. Сыгравшая ее албанская актриса Иллка Гаши большую часть фильма предстает бесстрастной каменной бабой посреди патриархальной степи, и тем драгоценней ее редкая улыбка. Сама Фахрия видела фильм, сказала, что все показано точно, вот только в ее жизни было больше страдания.
Но Блерта Башоли ничего не драматизирует, она не строит фильм по классическим канонам, не ищет сладких сюжетов и сильных эмоций. Мед, липкий сладкий мед ничего не сделает для тех, кто все потерял. Только кроваво-красный перец — жернова перемалывают его долго и тщательно. Только честная, медленная, постепенная, горькая работа истории.
Подписывайтесь на канал Weekend в Telegram