Воду пустили в район
Минэкологии Башкирии передает муниципалитету весь комплекс водоснабжения Туймазов
Администрации Туймазинского района Башкирии придется взять на баланс второй пусковой комплекс водохранилища. Первый и третий уже находятся в собственности района. Апелляционная инстанция поддержала решение арбитражного суда республики и постановила, что спорное сооружение является объектом муниципальной собственности, так как организация водоснабжения отнесена к вопросам местного значения. Министерство природопользования и экологии Башкирии, выступавшее истцом, указало, что «незаконная эксплуатация препятствует надлежащей организации снабжения населения качественной питьевой водой». Опрошенные «Ъ» юристы сошлись во мнении, что камнем преткновения в этом споре является необходимость нести соответствующие затраты по обслуживанию имущества.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд оставил в силе решение арбитражного суда Башкирии о принудительной передаче в собственность администрации Туймазинского района второго пускового комплекса водоснабжения Туймазов. Муниципалитет обязан принять объект по акту приема-передачи у министерства природопользования и экологии Башкирии.
В 2020 году минэкологии обратилось с иском об обязании принять комплекс на баланс администрации. Ответчик просил в иске отказать, поскольку истец не представил всю необходимую техническую документацию.
Из материалов дела следует, что в 2006 году правительство республики внесло в адресную инвестиционную программу строительство водохранилища на реке Нугуш для водоснабжения Туймазов. Заказчиком объекта было министерство природопользования. Первый пусковой комплекс стоимостью 306,6 млн руб. ввели в эксплуатацию в 2008 году, а в 2009 году его передали в собственность муниципалитета. Разрешение на ввод в эксплуатацию второго комплекса стоимостью 225,8 млн руб. было выдано в 2012 году. Распоряжением правительства Башкирии в 2014 году объект отнесен к госсобственности республики. В 2019 году минэкологии направило акты в администрацию района для передачи второго комплекса в муниципальную собственность, но чиновники муниципалитета их не подписали. В 2012 году началось строительство третьего пускового комплекса стоимостью 795 млн руб., который затем распоряжением правительства республики был передан району.
В настоящее время администрация района эксплуатирует все три пусковых комплекса системы водоснабжения, отмечается в материалах суда. При этом сооружения второго пускового комплекса не приняты в муниципальную собственность «и не могут эксплуатироваться в соответствии с законодательством Российской Федерации». Это может нарушить права неопределенного круга лиц, «так как незаконная эксплуатация препятствует надлежащей организации снабжения населения качественной питьевой водой в должном количестве, а также может привести к необоснованному расходованию бюджета республики и муниципального образования», отмечали в суде представители минэкологии.
В апелляционной жалобе администрация Туймазинского района указала, что минэкологии является ненадлежащим истцом по делу, поскольку обязанность по передаче имущества возложена на министерство земельных и имущественных отношений республики. Кроме того, к передаче заявлено имущество не в полном составе и с недостатками, нет проектной и исполнительной документации, отмечали представители ответчика.
В состав имущества передаваемого комплекса включен резервуар с чистой водой, здание с бактерицидными установками, сети водоснабжения, линия электропередач, подъездная дорога и гидропост общей балансовой стоимостью около 226 млн руб.
Министерство земельных и имущественных отношений, которое участвовало в деле в качестве третьего лица, поддержало позицию истца: минэкологии было уполномочено на передачу объекта правительством Башкирии.
Суд первой инстанции отметил, что довод муниципалитета о неисправности части спорного имущества опровергается заключением государственного строительного надзора Башкирии о соответствии объекта требованиям техрегламентов и проектной документации, разрешением на ввод в эксплуатацию и актом государственной приемочной комиссии, подписанным бывшим замглавы администрации Туймазинского района Фазылхаковым.
Апелляционная инстанция согласилась с решением арбитражного суда Башкирии, что спорное сооружение является объектом муниципальной собственности, так как организация водоснабжения отнесена к вопросам местного значения. «При таких обстоятельствах надлежит признать, что у ответчика отсутствовали правовые и фактические основания для отказа в принятии спорного имущества в муниципальную собственность»,— пришла к выводу апелляция.
В администрации Туймазинского района от комментариев по телефону отказались, попросив направить официальный запрос.
«Камнем преткновения в этом споре является необходимость нести соответствующие затраты по обслуживанию этого имущества. Мотивировка принятого решения заключается в том, что спорные сооружения предназначены для решения вопросов исключительно местного значения, в силу чего отказ принятия имущества в муниципальную собственность не может быть признан правомерным», — отмечает управляющий партнер юридического бюро «Замоскворечье» Дмитрий Шевченко.
Старший партнер юридической фирмы Intellect Роман Речкин согласен, что причины спора связаны с финансированием содержания и эксплуатации объекта. «Республика, очевидно, не хочет продолжать финансировать содержание этого объекта, а муниципалитет не может или не хочет нести соответствующие расходы. Что касается доводов о том, что объект передается не в полном составе, а также с недостатками и при отсутствии документации, их необходимо было заявлять при приемке имущества», — прокомментировал юрист.