Автосалоны сбавили скорость
Продажи новых автомобилей в январе–марте в Челябинской области снизились на треть
В Челябинской области в январе–марте продажи автомобилей сократились на 34,1% к аналогичному периоду прошлого года, до 6,3 тыс. В целом по РФ реализация машин снизилась на 24,5%. Эксперты считают причинами спада продаж автомобилей на первичном рынке ощутимый рост цен, нехватку моделей у дилеров из-за ухода производителей и сложную ситуацию в экономике.
В январе–марте продажи новых автомобилей в Челябинской области снизились на 34,1%, или на 3,3 тыс. штук, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Всего в первом квартале в регионе реализовали 6,3 тыс. машин. Такие цифры приводят в исследовании эксперты агентства «Автостат». В целом по России объем новых автомобилей снизился на 24,5% к прошлому году, составив 264 тыс. единиц.
Лидерами по реализации машин традиционно стали Москва (41,4 тыс.) и Московская область (23,4 тыс.) — в январе–марте продажи в них снизились на 9,8% и 23,5% соответственно. Эти регионы составляют четверть в общем объеме рынка новых автомобилей. В Санкт-Петербурге снижение составило 24,8%, или 6,2 тыс. штук, в Краснодарском крае — 23%, или 3,5 тыс., в Татарстане — 32%, или 4,8 тыс. штук. На четверть сократились продажи в Самарской области (7,6 тыс.), на 36,5% — в Башкирии (7,5 тыс.), в Свердловской области — на 31,6% (7,2 тыс.), в Ростовской области — на 26,7% (6,7 тыс.). Максимальное снижение зафиксировано в Еврейской автономной области — на 53%. Рост продаж новых автомобилей отмечен лишь в Камчатском крае (26%) и республике Алтай (6%).
Президент Ассоциации автомобильных дилеров Челябинской области Александр Рулевский предполагает, что снижение продаж новых автомобилей в регионе на 34% не является пиковым и можно ожидать падения на 40–50%.
«Ситуация тяжелая, никто об этом не спорит. Сейчас почти во всех автосалонах есть автомобили, но они по несколько другим ценам, к которым не привыкли потребители. Несмотря на то, что запасы еще есть, сегодня каждый дилер сам для себя решает: продать все сегодня и назавтра остаться без машин или растягивать запасы. Некоторые установили для себя лимиты по продаже машин. Насколько я знаю, никто из дилеров не планирует закрывать бизнес, все будут продолжать бороться за выживание и искать пути выхода из сложившейся ситуации»,— отмечает Александр Рулевский
По его словам, сегодня дилеры активно работают над обеспечением поставок как оригинальных запчастей, так и их аналогов из Китая, Турции и Казахстана.
По мнению эксперта, положительных сдвигов на автомобильном рынке можно ожидать через три месяца после завершения спецоперации, когда будут приняты конкретные решения и достигнуты договоренности. О сроках восстановления рынка говорить пока нельзя, считает Александр Рулевский.
Промышленный эксперт Леонид Хазанов отмечает, что снижение продаж новых автомобилей связано со спадом их выпуска, обусловленного влиянием глобального полупроводникового кризиса, трудностями с поставками компонентов из-за границы на фоне многочисленных санкций против нашей страны, дороговизной металлов и снижением покупательной способности населения. По его словам, сокращение производства машин может продолжиться и дальше, поскольку о восстановлении нарушенных логистических цепочек говорить еще рано.
«И даже если проблемы с доставкой компонентов будут решены в ближайшие месяцы, нехватка полупроводников будет по-прежнему давить на российское автомобилестроение, тогда как предприятий по их выпуску в нашей стране практически и нет»,— подчеркивает Леонид Хазанов. Эксперт считает маловероятным снижение цен на автомобили до уровня 2021 года, поскольку удорожание металла и иные трудности заставляет предприятия их увеличивать.
Ведущий эксперт «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов видит причину снижения продаж новых автомобилей в снижении доходов населения, сложной ситуации в экономике и нехватке автомобилей в салонах из-за ухода из страны ряда автопроизводителей. По его мнению, глобальная ситуация остается непростой, что не позволяет рассчитывать на снижение цен на машины. «Скорее всего, они продолжат расти, потому что будут увеличиваться цены на многие товары и услуги, сохранят свое влияние другие факторы. Не исключено, что в отдельных случаях цены могут быть снижены, производители могут пойти на это, например на модели, пользующиеся недостаточным спросом, но такие акции будут кратковременными».
Эксперт отмечает, что разнообразие моделей на отечественном автомобильном рынке сохранится благодаря вторичному сегменту, поставкам из других стран и приходу в страну новых марок машин.
«Не стоит исключать того, что ушедшие автомобильные бренды вернутся, ведь глобальную конкуренцию никто не отменял, а РФ является важной частью мирового авторынка. Временно ушедшие из России автомобильные марки не забудут, за много лет присутствия у них сформировалась большая группа почитателей, которая останется им верна»,— комментирует Дмитрий Баранов.
Аналитики «Фридом финанс» считают, что причиной снижения продаж новых автомобилей в первом квартале этого года стал рост их стоимости на 20–30% в условиях повышенной инфляции на фоне снижения реальных доходов населения. По их словам, уход части автопроизводителей из РФ смогут компенсировать китайские бренды и перегон машин из-за рубежа.
Как сообщал «Ъ-Южный Урал», в марте челябинские автодилеры столкнулись с нехваткой новых машин из-за приостановки поставок в связи с напряженной геополитической ситуацией. По их словам, отгрузку автомобилей и выставление счетов на них заморозили из-за скачков курса доллара. Часть автопроизводителей, среди которых General Motors, Jaguar Land Rover, BMW, Renault и Volkswagen, объявили о приостановке работы своих заводов в России и прекращении поставок из-за проведения военной операции на Украине.