Андрей Козицын избавился от крыльев
Гендиректор УГМК продал чешский авиазавод
Чешская группа компаний Omnipol выкупила 100% акций производителя гражданских транспортных самолетов Aircraft Industries у верхнепышминского ООО «Остов», учредителем которого является гендиректор УГМК Андрей Козицын. С 2018 года спроектированные Aircraft Industries самолеты производятся на Уральском заводе гражданской авиации (УЗГА) под Екатеринбургом. По мнению региональных чиновников, продажа чешского актива на уральском производстве самолетов не отразится.
В четверг стало известно о том, что российские владельцы продали 100% акций компании Aircraft Industries чешской группе компаний Omnipol, специализирующейся на торговле оборонным и аэрокосмическим оборудованием. В официальном заявлении Omnipol сказано, что авиастроительная промышленность оказалась в очень сложной ситуации после введения санкций против Российской Федерации, которая была основным рынком компании Aircraft Industries. После перехода авиастроительной компании под чешское владение ожидается заключение новых контрактов на поставку самолетов для клиентов на рынках третьих стран.
После начала военной спецоперации РФ на Украине, чешское руководство компании Aircraft Industries обратилось с открытым письмом, в котором сказано, что компания глубоко сожалеет о том, что происходит в мире, и выступает против агрессии. «В течение 80 лет истории наша компания сменила нескольких владельцев. В настоящее время это российский собственник, поэтому для нас, вероятно, многое изменится, и мы сами не знаем, какие последствия это будет иметь,— говорится в открытом письме.— Мы всегда были мультикультурной организацией, в которой почти тысяча сотрудников из Чехии, Словакии, Украины, Белоруссии и России. Мы сотрудничаем и работаем в партнерстве, мы коллеги и друзья. Мы заверяем коллег в том, что мы стоим на стороне демократии и мира, независимо от национальности владельца».
До заключения сделки с Omnipol владельцем Aircraft Industries было ООО «Остов», расположенное в Верхней Пышме Свердловской области. Его единственным учредителем является гендиректор УГМК Андрей Козицын.
Aircraft Industries, ранее носившая название Let, основана в 1936 году в Куновице (Чехия). В середине 1960-х годов спроектировала и производит 19-местные самолеты L-410, прозванные у российских летчиков «Чебурашками». Согласно данным сайта компании, за 50 лет произведено более 1,2 тыс. экземпляров L-410 в нескольких модификациях. 862 из них поступили в СССР. По состоянию на декабрь 2021 года, по данным из открытых источников, в эксплуатации по всему миру находилось 350 машин марки L-410.
В декабре 2015 года Aircraft Industries и Уральский завод гражданской авиации (УЗГА) подписали договор производственного франчайзинга на 30 лет об организации производства L-410 в Свердловской области. В декабре 2018 года УЗГА запустила сборку L-410 на площадке «Уктус» особой экономической зоны «Титановая долина». По данным сайта УЗГА, в 2019 году было произведено семь машин, в 2020 году заказчики получили пять воздушных судов, а в прошлом году УЗГА поставил заказчикам не менее четырех самолетов L-410. Основным покупателем уральских L-410 стало Министерство обороны РФ.
По словам представителей министерства промышленности и науки Свердловской области, проданный Андреем Козицыным чешский авиастроительный актив Aircraft Industries никак не связан с УЗГА.
«Речь идет о производстве L-410 по лицензии, это просто промышленная франшиза сроком на 30 лет. В эти годы УЗГА имеет право пользоваться техническими схемами, расчетами, инженерными решениями. Более того, согласно контракту завод имеет возможность модернизировать модель»,— отметили в министерстве.
Соглашение уральского предприятия с чехами предусматривает лицензионный платеж $3,98 млн (он был внесен в 2015 году), а также регулярные платежи в размере $1 тыс. за каждое произведенное лицензиатом — УЗГА — воздушное судно. «На совещании в начале апреля на “Уктусе”, в котором по видеоконференцсвязи участвовали представители федерального Минпромторга, заводу была поставлена задача максимально увеличить локализацию L-410 и сделать его максимально “импортозамещенным”. Таким образом, тот факт, что российско-чешский владелец лицензии теперь стал только чешским, никак не скажется на производстве “чебурашек” на УЗГА»,— заявили в свердловском министерстве промышленности и науки.