Владельцы теряют дар речвокзала
Подан иск об изъятии здания на саратовской набережной в государственную собственность
Волжский районный суд Саратова принял к рассмотрению гражданский иск территориального управления Росимущества в Саратовской области к собственникам здания речного вокзала на городской набережной. Ответчиками выступает одно юрлицо, два индивидуальных предпринимателя и физлицо. Обоснование иска пока неизвестно. Несколько лет назад попытка саратовских властей изъять здание речвокзала оказалась неудачной. Юристы считают, что на сей раз суд, скорее всего, решит вопрос в пользу государственной структуры.
В Волжский районный суд Саратова поступил гражданский иск об изъятии из частной собственности здания речного вокзала на городской набережной. Истцом выступает ТУ Росимущества в Саратовской области, ответчиками АО «Инвестиционно-финансовый холдинг „Город“», индивидуальные предприниматели Ольга Максимова и Наталья Симаченко, а также бизнесмен Роман Трифонов, выступающий как физическое лицо. Администрация Саратова и Управление Росреестра по региону выступают в деле третьими лицами.
Суть искового заявления в судебной картотеке не указана. В саратовском управлении Росреестра в течение дня не ответили на запрос «Ъ». Источник «Ъ» в администрации Саратова сообщил, что суть иска заключается в том, что в 1990е годы здание речного вокзала было, по версии истца, незаконно приватизировано, поэтому эта сделка и последующие должны быть признаны ничтожными. Дело находится в компетенции районного суда, так как один из ответчиков — физическое лицо.
АО «ИФХ „Город“», владеющее большей частью площадей в речном вокзале, было зарегистрировано в 2000 году, недвижимость вошла в уставной капитал общества. В январе прошлого года ИФХ «Город» решением саратовского арбитражного суда был признан банкротом. Исковое заявление подавало АО «Банк Интеза».
В отношении инвестиционно-финансового холдинга было введено конкурсное производство. Господа Трифонов (совладелец саратовского ООО «Инвестойл», занятого оптовой торговлей твердым, жидким и газообразным топливом), Максимова и Симаченко купили часть помещений, после чего процедура банкротства была прекращена мировым соглашением, так как ИФХ расплатился по долгам. На дату проведения собрания кредиторов, принявшего решение об утверждении мирового соглашения, требования кредиторов составляли 16,02 млн руб.
В 2016 году администрация Саратова уже пыталась изъять здание речного вокзала в муниципальную собственность через арбитражный суд. Исковое заявление было подано к одному из владельцев площадей в речном вокзале — ОАО «Саратовское речное транспортное предприятие» (ОАО «ПОРТ»). Тогда мэрия в обоснование своих требований утверждала, что комплекс зданий, включавший речвокзал, ресторан и гостиницу, возводился в советское время как социально-бытовой объект, а значит, не мог быть приватизирован. Суд отказал городской администрации в удовлетворении иска, сочтя, что мэрией выбран ненадлежащий ответчик.
В июле прошлого года спикер Госдумы Вячеслав Володин обратил внимание на то, что кинотеатр «Экран», расположенный рядом с речным вокзалом на набережной Саратова, используется не по назначению (сейчас там находится кафе), облик здания изменен. Он рекомендовал надзорным органам проанализировать ситуацию с кинотеатром. Прокуратура Саратовской области почти сразу отчиталась, что «организовала проверку соблюдения законодательства при эксплуатации нежилого здания, расположенного по адресу: Саратов, Набережная Космонавтов, 5 А, бывшего кинотеатра «Экран», а также комплекса зданий и сооружений бывшего транзитного вокзала», однако никаких результатов надзорных мероприятий оглашено не было.
Изъятие здания речного вокзала из частной собственности в минувший понедельник поддержал депутат Госдумы Николай Панков («Единая Россия»). Он заявил, что оно «необходимо для пассажирской инфраструктуры». «Кроме того, это важный, исторически значимый элемент саратовской набережной. Много раз говорили с жителями о том, что его нужно возрождать. А для этого — вернуть из частной собственности»,— написал депутат в своем Telegram-канале. Господин Панков также сказал, что считает важным наложение запрета на регистрационные действия, «чтобы пока суд да дело, объект не перепродали в третьи руки».
Совладелец АО «Инвестиционно-финансовый холдинг „Город“» Светлана Тимошок от комментариев отказалась.
Юрист Николай Скворцов считает, что если ситуацию комментируют политики, то, скорее всего, дело находится в политической, а не юридической плоскости. «В таких случаях суды не идут против государственных структур, и исход дела предрешен»,— отметил он. Также, по мнению господина Скворцова, в последующих инстанциях у дела также будет «политическое сопровождение».