«Ростех» взял за крыло
Казанскую фирму обязали отдать разработанные ею спецсамолеты госкорпорации
Структуры «Ростеха» добились победы в суде по иску к казанскому разработчику самолетов спецназначения фирме МВЕН. Компания должна была поставить обнинскому предприятию, входящему в госкорпорацию, 10 сельскохозяйственных Т-500, но заказчик не принял выполненную на первом этапе работу. Изначально Арбитражный суд Татарстана принял сторону местной фирмы, обязав «дочку» «Ростеха» выплатить дополнительно 115 млн руб. за проведенные работы. Но апелляционный суд значительно снизил эту компенсацию, посчитав, что казанская компания нарушила условия и сроки договора. И кроме того – она должна передать недостроенные машины заказчику. Ранее «Ростех» хотел открыть совместное с МВЕН производство таких самолетов на территории Иннополиса под Казанью, но из-за разногласий с разработчиком аппаратов проект так и не был запущен.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд (Самара) обязал казанское ООО «Фирма МВЕН» передать 10 незавершенных самолетов Т-500 их заказчику — АО «Обнинское научно-производственное предприятие „Технология“ им. А.Г. Ромашина», которое входит в госкорпорацию «Ростех». Об этом говорится в материалах суда. Также суд снизил размер задолженности, которую «Технология» должна выплатить МВЕН, более чем в пять раз — до 21,3 млн руб. С учетом долга МВЕН перед заказчиком в размере 3,5 млн руб., а также расходов «Технологии» на экспертизу, казанская компания получит лишь 17,4 млн руб.
О планах создать производство одно- и двухместных легкомоторных сельскохозяйственных самолетов в Татарстане «Ростех» сообщал еще в 2017 году. Предполагалось, что производить воздушные суда будет «дочка» госкорпорации «Технология» совместно с МВЕН — разработчиком Т-500. Данный самолет может использоваться для обработки лесов от вредителей, обследования промышленных объектов, ликвидации разливов нефтепродуктов. Первый контракт с МВЕН на 10 самолетов был заключен в 2018 году.
В мае 2019 года «Ростех» даже получил земли под производство самолетов возле Иннополиса — 313 га земли под Казанью выделили власти Татарстана. Глава «Ростеха» Сергей Чемезов сообщал, что ориентировочная стоимость создания предприятия — 2,5 млрд руб., столько госкорпорация планировала выделить совместно с инвесторами. Предприятие, по словам господина Чемезова, должно было выпускать от 60 до 100 самолетов Т-500 ежегодно. Тогда президент республики Рустам Минниханов назвал будущий завод мечтой Татарстана, а «Ростех» — стратегическим партнером республики в ее реализации. Открыть завод планировалось к 2022 году.
Фирма МВЕН создана в Казани в 1990 году. Она специализируется на разработке и производстве парашютных систем различного назначения, а также легких летательных аппаратов из полимерно-композиционных материалов. По данным kartoteka.ru, бенефициарами являются Виктор Ермоленко и Михаил Невельский. В 2021 году фирма получила выручку 46,4 млн руб. Против 75,5 млн руб. годом ранее. Чистый убыток сократился с 40,5 млн руб. до 37,1 млн руб. СМИ сообщали об отсутствии заказов на самолеты у компании. В 2020 году банкротства МВЕН добивалось связанное с «Ростехом» ООО «Аэропрактика», но иск не был удовлетворен.
Ориентировочная стоимость производства одного самолета должна была составить 16,7 млн руб. (без учета материалов и комплектующих, которые «Технология» поставляла МВЕН). Окончательную стоимость стороны намеревались определить после приема продукции заказчиком. Однако в сентябре 2019 года «дочка» «Ростеха» отказалась принимать самолеты, заявив, что они не соответствуют техническим условиям Росавиации. Как поясняла фирма МВЕН, были заменены три прибора на панели самолета в связи с тем, что необходимые детали были сняты с производства. По данным казанской компании, «комиссия и независимая инспекция оценили модификации и классификацию вносимых изменений как второстепенные». Фирма МВЕН заявляла о готовности приступить к испытаниям самолетов, но просила заказчика подписать акт приема первого этапа работы и продолжить финансирование проекта. На тот момент разработчик самолетов, следует из материалов суда, уже получил аванс в размере 135,9 млн руб., а также комплектующие на 62,7 млн руб.
«Дочка» «Ростеха», указывая на нарушения условий и сроков договора, отказалась от его исполнения, потребовав передать ей «результат незавершенных работ», возвратить аванс и заплатить пени — 140,7 млн руб. Но казанская фирма отказалась это сделать. После этого «Технология» обратилась в суд, чтобы добиться выполнения своих требований.
В первой инстанции Арбитражный суд Татарстана отклонил иск «дочки» «Ростеха». В то же время встречный иск фирмы МВЕН был удовлетворен частично. Она просила, чтобы «Технология» выплатила ей дополнительно €9,2 млн за произведенные работы. Однако суд посчитал, что фактический размер затрат компании составил 250,9 млн руб. За вычетом полученного аванса с «дочки» «Ростеха» взыскали 115 млн руб. в пользу казанской компании. При этом, согласно решению суда, самолеты остались у МВЕН. Татарстанский суд указал, что «Технология» не привела «правовые основания» для их получения. Также суд признал, что МВЕН выполнила свою работу, согласно контракту, на 100%.
Это решение было обжаловано структурой «Ростеха» в апелляционном суде. На основании результатов дополнительных экспертиз суд пришел к выводу, что МВЕН нарушила условия договора и выполнила работы на 94%. Объем работ был оценен всего в 157,2 млн руб. (в казанской фирме настаивали, что 358 млн руб.). Также МВЕН был назначен штраф за просрочку договора.
Решение суда было изготовлено 25 апреля. Согласно ему, МВЕН обязана передать «дочке» «Ростеха» самолеты в течение 30 дней. Постановление суда может быть обжаловано казанской фирмой. Связаться „Ъ“ с ее представителями вчера не удалось.
Ранее первый заместитель генерального директора «Технологии» Алексей Будыкин заявлял о пропаже самолетов, которые должны были находиться на территории Казанского авиазавода имени Горбунова. Компания подавала заявление о розыске и о необходимости возбудить уголовное дело, но дополнительно о процессуальных решениях не сообщалось.