Илья Ильич Шнейдер
Илья Шнейдер родился в 1891 году в семье московского купца-еврея, принявшего лютеранство. Окончил гимназию, работал статистом в театре Зимина, писал статьи о театральной жизни, работал в гастрольной организации. После революции был заведующим секцией русской прессы, затем заведующим подотдела внешней политики и дипломатических досье отдела печати в наркомате иностранных дел. Участвовал в организации постановок Вольного театра . С 1921 по 1931 год — директор школы танцев Айседоры Дункан.
8 июня 1931 года в газете «Советское искусство» в рубрике «Из залы суда» была опубликована заметка под названием «Конец карьеры Шнейдера». Вот ее полный текст:
«Известная в свое время танцовщица "босоножка" Айседора Дункан основала в Москве в 1921 году школу революционной пластики, танца и балета. Школа была укомплектована детьми рабочих и крестьян в возрасте от 8 до 10 лет. Для мало имущих был при школе устроен интернат.
Через некоторое время Айседора Дункан уехала за границу, передав руководство школой своей приемной дочери Ирме Дункан. Директором школы был назначен муж Ирмы некто Илья Шнейдер, бывший до революции репортером какой-то московской театральной газетки, кормившейся у кулис.
Театральная антреприза царских времен была окружена атмосферой разврата и продажности.
В такой обстановке рос и формировался Илья Шнейдер. В школе он возродил все традиции рептильной печати и буржуазии кулис. В школе воспитывались балерины и танцовщицы "дореволюционного образца".
С течением времени, когда воспитанницы Ирмы Дункан подросли и могли выступать на подмостках, Шнейдер переименовал школу в студию, ему уже не нужна была школа, у него был вполне готов кадр танцовщиц для "эксплоатации". За это он и принялся. В течение ряда лет школа Айседоры Дункан была для Шнейдера исключительно коммерческим предприятием, которое давало ему возможность, прикрываясь "созвучной эпохе" вывеской, устраивать свои личные дела.
Для пропаганды революционной пластики, танца и балета состоялся ряд публичных выступлений школы в Москве и разных городах Союза, а затем были организованы заграничные поездки в Китай и Америку. Во время заграничных поездок материальное благополучие студиек находилось в прямой зависимости от степени их податливости. Фаворитки Шнейдера пользовались отдельными номерами, жили, ни в чем себе не отказывая, и были всегда при деньгах, тогда как остальная часть студиек неделями вымаливала у Шнейдера гривенник на почтовую марку.
Во время гастролей в САСШ (до середины XX века в русском языке употреблялось такое сокращенное название Соединенных Штатов Америки.— “Ъ”) произошел развал студии. Ирма Дункан осталась в Америке, Шнейдер, вынужденный под влиянием "общественности" студии жениться на одной, соблазненной им, студийке, вернулся в РСФСР единоличным властелином студии; здесь она окончательно раскололась на две части. Шнейдер был, наконец, предан суду.
Дело о Шнейдере по обвинению его по ст. 153 и 154 УК было на днях заслушано народным судом Свердловского участка Октябрьского района под председательством т. Малинской при народных заседателях тт. Дайнович и Савиной.
Суд приговорил Шнейдера к лишению свободы на три года с последующей высылкой из центральных областей СССР на пять лет».
Статья 153 Уголовного Кодекса РСФСР 1926 года — «Половое сношение с применением физического насилия, угроз, запугивания или с использованием, путем обмана, беспомощного состояния потерпевшего лица (изнасилование)», статья 154 — «Понуждение женщины к вступлению в половую связь или к удовлетворению половой страсти в иной форме лицом, в отношении коего женщина являлась материально или по службе зависимой».
В 1949 году Шнейдер был арестован и в 1950-м осужден на 10 лет исправительно-трудовых лагерей по статье 58–10 УК РСФСР 1926 года («Пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти или к совершению отдельных контрреволюционных преступлений, а равно распространение или изготовление или хранение литературы того же содержания»). В 1956-м был полностью реабилитирован.
В 1965-м выпустил книгу воспоминаний «Встречи с Есениным» (впоследствии многократно переиздававшуюся), в 1970-м — книгу «Записки старого москвича»).
Скончался в 1980 году в Москве.