Евгений Зиновьев: «Современная съемка поп-ММА на YouTube давно превосходит по качеству телевизионную съемку профессиональных единоборств»

Оператор-постановщик Евгений Зиновьев — оператор-постановщик шоу для YouTube-каналов «Дневник Хача», «Hardcore», «Наше дело» и многих других

Имея за плечами 15 лет работы на телевидении, Евгений Зиновьев первым начал профессионально снимать поп-ММА — бои смешанных единоборств на YouTube. Проект «Битва за хайп», оператором-постановщиком которого являлся Евгений, был внесен в Книгу рекордов России за «наибольшее общее количество просмотров роликов на YouTube, главной темой которых является бой по правилам MMA в России».

— Расскажите о том, как вы пришли в профессию.

— Я родился в маленькой деревне Ростовской области, где проживает 250 человек. Все детство гонял в футбол, увлекался мотоциклами, собранными из всякого хлама, — в общем, обычная жизнь деревенского мальчишки. Никаких мыслей о телевидении и Москве, а уж тем более о встречах со звездами и поездках по всему миру и не возникало. Мечтал стать водителем грузовика или комбайнером.

После школы я примерно понимал, в какой институт хочу поступить. Мне всегда нравилось рисовать, и некоторые мое творчество даже одобряли. В соседнем городе был университет с факультетом рекламы, после собеседования решил, что создание рекламы — это интересно и я смогу применить свои творческие способности.

На втором курсе мы изучали телевизионную рекламу, практику довелось проходить на одном из телевизионных каналов, после чего мне предложили вакансию видеооператора и по совместительству монтажера. В регионах часто так бывает, когда видеооператор еще и монтирует отснятый материал, такой универсальный солдат. Мне это очень пригодилось в профессии, я сразу изучал процесс создания сюжета всесторонне.

Так со второго курса я совмещал работу на телевидении и учебу в институте.

— Что казалось самым сложным в работе первое время?

— Поначалу у меня не было своей видеокамеры, во внерабочее время я не мог практиковаться. Из этой ситуации я вышел нестандартным способом. Вырезал в картонке прямоугольное отверстие по размерам накамерного дисплея и ходил по комнате, кадрируя через это отверстие разные объекты и предметы, тем самым отрабатывая композицию кадра. В какой-то степени мне это помогло.

— Что главное в профессии оператора?

— Пожалуй, стрессоустойчивость и способность быстро реагировать в разных ситуациях. Ведь съемки случаются абсолютно разные: сегодня ты снимешь селебрити на гламурной вечеринке, а завтра шесть часов плывешь в лодке в деревню отшельников на Урале.

— Какой опыт работы на телевидении стал самым ценным? С кем из звезд довелось работать?

— Интереснее работы видео-оператора и оператора-постановщика вообще трудно найти. Благодаря профессии мне посчастливилось побывать в таких местах, которые в обычной жизни мне и не снились. Географически я был, наверное, во всех уголках России, посетил более 70 стран. Встречи с интересными людьми — что может быть в жизни важнее? Мне удалось поработать со многими звездами российского шоу-бизнеса, кино, популярными блогерами. Все это, конечно, расширяет кругозор и мотивирует на дальнейшее развитие. Когда в детстве смотрел советские фильмы, я и не думал, что побываю дома у таких звезд нашего кинематографа, как Нонна Мордюкова, Леонид Куравлев, Юрий Яковлев. Удивительно, но чем талантливее человек, тем проще с ним в работе и тем он скромнее в общении. Возможно, мне просто повезло.

— В процессе съемок у вас наверняка возникали сложные ситуации, как удавалось из них выходить?

— Сложности сейчас вспоминаются с улыбкой. В лесах Воркуты, например, мы жили несколько дней с отшельником без связи и нормальной еды, в Африке участвовали в ритуале племени масаи, в Камбодже еле унесли ноги от красных кхмеров (коммунистическое движение. — Ред.), которым не понравилось присутствие камер и непрошеных гостей. При работе с людьми очень важно быть психологом, к каждому уметь найти подход, от этого напрямую зависит результат работы, а зачастую и возможность остаться целым и не допустить повреждения техники.

— Как вы попали на ютуб? Расскажите о проектах на видеосервисе, насколько они отличаются от телевизионных.

— Меня порекомендовали для работы в команде ютуб-блогера Амирана Сардарова («Дневник хача»), мы сразу нашли с ним общий язык и начали работать. До «Битвы за хайп» и «Каменных лиц» был еще проект «Хачу невесту», который, что называется, «хайпанул». Основной сложностью было то, что на просторах YouTube это было одно из первых, если не первое реалити такого плана. Мы по сути адаптировали накопленный телевизионный опыт на новой площадке.

В то время бюджет был небольшой и спонсоры с опаской относились к чему-то новому, приходилось придумывать более дешевые технические способы съемки. Вместо купольных видеокамер, как, например, в «Доме-2», которыми можно управлять дистанционно из аппаратной, мы использовали экшн-камеры, которыми завесили весь периметр дома и таким образом экономили на производстве.

Следующее шоу с технической точки зрения было уже посерьезнее — многокамерная съемка, профессиональный свет, аппаратный сервер и т. д. Это «Шоу без названия», основная идея в том, чтобы на площадке разбирать всевозможные конфликты блогеров. И вот одним из конфликтов, который впоследствии и натолкнул всю команду на идею «Битвы за хайп», был конфликт Марвина и Тамаева. Во время разбора этого конфликта ребята решили подраться в октагоне, а мы это снимали и выложили на канале. Ну, а дальше вы всё видели — многомиллионные просмотры и эффект разорвавшейся бомбы от нового контента.

Это был классный период — время абсолютной свободы в творчестве, где мы могли креативить и придумывать новые форматы и сами же их потом реализовывали. После работы на ТВ, где всегда четкая структура и большая команда руководителей, это был абсолютно новый опыт, который помог мне раскрыться творчески.

— Проект «Битва за хайп» зашел сразу? У многих, особенно имевших дело только с профессиональным ММА, сегмент «Поп-ММА», сам Амиран и проект «Битва за хайп» вызывал негатив. Почему?

— Когда Амиран предложил сделать отдельный и по сути первый на YouTube промоушен «Поп-ММА», у команды вообще не было сомнений в его успехе. Решили не ограничиваться боями, а каждый выпуск снимать с разной тематической идеей. К примеру, одной из локаций был манеж Цирка на Вернадского, где перед выходом бойцов в октагон их встречали со львами и тиграми братья Запашные. Другой выпуск снимали в вестибюле станции метро «Деловой центр».

Ни до, ни после такого никто не делал. Октагон стоял в центре зала, бойцы красного и синего угла выходили каждый из своего припаркованного поезда метро. В тоннеле метро удалось снять тизер к боям с Бастой и Смоки Мо на их песню «Пуля за брата». Время ограниченное, поскольку электричество на рельсах можно выключить только на полтора часа ночью.

Такие съемки гораздо сложнее технически, зато это интересно: они требуют большего творческого подхода в реализации поставленной задачи. В среднем на съемках боев ты не спишь по 36 часов, но нашей команде важен результат.

— До сих пор к поп-ММА многие относятся снисходительно. Вроде как профессиональные ММА — это спорт высоких достижений, а поп — что-то недостойное. С чем это связано?

— В большом спорте люди идут к своему успеху постепенно, преодолевая много трудностей, а в поп-ММА можно стать знаменитым, даже ни разу в октагон не выйдя, достаточно яркого конфликта на конференции перед боями — и ты звезда. Естественно, это вызывает ревность у профессионалов, но поп-ММА — прежде всего шоу, и здесь все построено по канонам шоу-бизнеса. Массовому зрителю чаще всего неинтересна академичность, зато привлекают яркие личности, конфликтные персонажи и т. п. Однако во многих промоушенах появляются не только яркие, но и профессиональные ребята, так что поп-ММА тоже не стоит на месте.

— С какими промоушенами удалось поработать? Какие проекты были для вас самыми важными?

— Проще сказать, с кем я не работал. (Улыбается.) После того как Амиран уехал в США, на просторах российского YouTube начали появляться как грибы после дождя новые промоушены, и им нужны были опытные кадры в производстве данного контента. Я работал с промоушенами «Хардкор» (съемка на барже, выпуски по мотивам фильмов «Довод», «Острые козырьки»), «Наше дело», «Правда Файтинг», «Хайп Файтинг», «Еркаев» (сейчас арена) и с некоторыми более мелкими. В силу большой конкуренции между промоушенами приходится искать новые визуальные решения, использовать новые световые схемы, самые современные видеокамеры. Современная съемка поп-ММА на YouTube, на мой взгляд, превосходит по качеству телевизионную съемку профессиональных единоборств и неуклонно эволюционирует дальше. Это уже не просто выпуски на YouTube, а целые масштабные шоу, соизмеримые с концертами топовых артистов. Подготовка съемочного дня занимает обычно больше месяца, и над ними трудится команда около 100 человек.

18+

Вся лента