Человек и кресло «Страндмон»

Как Ингвар Кампрад основал самый популярный мебельный бренд мира IKEA

IKEA уже стала символом бюджетной и при этом стильной мебели, которая улучшит большинство интерьеров. Возникла компания в 1943 году как магазин по продаже товаров по почте — а с 1950-х стала революционером в разных сферах, от упаковки до самого дизайна мебели. Основатель IKEA Ингвар Кампрад построил компанию на принципах скромности и простоты, оставаясь у ее руля десятилетиями, при этом его критикуют за членство в профашистских организациях и отказ платить налоги в Швеции.

Ингвар Кампрад в головном офисе компании IKEA. 2002 год

Фото: Claudio Bresciani / News Agency / Reuters

Юный бизнесмен из Смоланда

Ингвар Феодор Кампрад родился в 1926 году на ферме своих родителей в провинции Смоланд на юге Швеции. Связь со Смоландом господин Кампрад сохранял на протяжении всей жизни — некоторые товары в IKEA названы по местным топонимам, название бренда связано с этой провинцией, а сам Ингвар не только родился, но и — после долгого отсутствия в стране — умер там. «Быть бережливым — в характере смоландцев»,— сказал он в одном интервью. «Ценности IKEA — отражение наших шведских корней, которые берут свое начало в районе Смоланд, на юге Швеции. Здешние люди очень трудолюбивы, любят землю, всегда приходят на помощь и живут в гармонии с природой»,— написано на сайте IKEA.

Родители Ингвара владели одной из самых крупных ферм в округе, хотя слишком богатыми при этом не были. Его отец, Феодор Кампрад, родился в Германии, но вместе с родителями переехал в Швецию. Ему тогда был год. По отцовской линии Ингвар Кампрад восходил к роду состоятельных немецких землевладельцев из Тюрингии, а среди его дальних родственников — рейхспрезидент Германии Пауль фон Гинденбург.

Пишут, что Ингвар занялся первым бизнесом еще в детстве — по некоторым данным, в пять лет: он покупал спички по дешевке и продавал их соседям. Позднее ассортимент был расширен. В нем появилась масса новых товаров — от семян и рыбы до ручек и рождественских украшений.

Расширилась и клиентская база: юный бизнесмен разъезжал по окрестностям на велосипеде. Собственную компанию Ингвар основал в 1943 году, в возрасте 17 лет. Кстати, название для нее он придумал, сложив свои инициалы с первыми буквами названия их семейной фермы Эльмтарюд и соседней деревни Агуннарюд — получилась IKEA.

Первой инвестицией стали деньги, подаренные отцом за хорошую учебу и работу на ферме. Сначала IKEA продавала разнообразные товары по почте. Известность к ней (и господину Кампраду) пришла только через полтора десятилетия.

Ингвар Кампрад на улице в Альмхульте, где он основал свой первый магазин

Фото: Jan Holmlund / TT News Agency / AFP

Но Ингвар занимался не только бизнесом. В конце прошлого века появилась информация о том, что в 1940-е годы он был членом Новошведского движения и Шведского социалистического собрания — местных крайне правых организаций фашистской и национал-социалистической направленности. Писали, что Ингвар Кампрад активно участвовал в собраниях, жертвовал деньги, вербовал в них новых участников. А еще дружил с Пером Энгдалем — шведским политиком и активным участником этих организаций, который после Второй мировой войны сохранял, по мнению критиков, неофашистские симпатии. Господину Кампраду пришлось принести извинения за членство в этих организациях, он заявил, что это «часть его жизни, о которой он горько сожалеет» и «самая глупая ошибка в его жизни».

Мебельный экспериментатор

Ингвар Кампрад в одном из магазинов IKEA в Альмхульте

Фото: Lars Pehrson / SvD / TT NEWS AGENCY / TT News Agency / AFP

В 1948 году — через пять лет после создания — IKEA начала продавать мебель. Но продавала она самую обычную мебель и прочие домашние товары.

Революция произошла в 1956 году. В IKEA появилась сборная мебель, формат, который и прославил бренд. Мебель производилась по стандарту: ее элементы должны были помещаться в плоские и по возможности компактные коробки, в которых она продавалась и которые удобно грузить в машину или хранить.

Господин Кампрад рассказывал, что идея пришла ему в голову, когда он увидел, как один из сотрудников магазина откручивает ножки у стола, чтобы поместить его в машину покупателя.

Все это существенно упростило хранение и перевозку мебели — а следовательно, сделало ее доступнее. Сейчас сборная мебель, собрать которую каждый может самостоятельно по инструкции,— классика IKEA.

Еще один фирменный признак IKEA — дизайн ее мебели: лаконичной, современной и при этом не лишенной интересных деталей. Компания пользуется услугами собственной команды дизайнеров — некоторые из них работают в IKEA десятки лет. Сейчас на сайте магазина рядом с большинством предметов можно прочитать и имя дизайнера, который их разрабатывал.

Некоторые модели остаются в ассортименте IKEA десятилетиями, уже став классикой дизайна. Один из самых известных примеров — кресло «Страндмон», дизайн которого остается неизменным с 1950-х до сих пор. Классикой стали и многие товары IKEA, такие как коврик из овечьей шкуры «Лудде» и фирменные фрикадельки в кафе при магазинах. Кстати, странные названия предметов в магазине — все эти «Квистбру», «Кноксхульт» и «Фэргклар» — связаны с тем, что у самого Ингвара Кампрада была дислексия и ему было сложно воспринимать артикулы с большим количеством цифр. В IKEA довольно сильна шведская и, шире, скандинавская составляющая — это и характерный скандинавский минимализм, и деревянные далекарлийские лошадки, которые являются символом Швеции, и почти исключительно шведская еда в кафе при магазинах по всему миру, и многое другое.

Мебель IKEA стала своего рода символом модернизма в дизайне, многие искусствоведы и дизайнеры высказывались о концепции компании и ее влиянии на мир. Известный британский дизайнер и бывший директор одного из самых известных музеев дизайна в мире — нью-йоркского Смитсоновского музея дизайна Купер-Хьюитт — Билл Моггридж охарактеризовал эстетику IKEA как «глобальный функциональный минимализм». «Она модернистская и очень нейтральная — это дает возможность избежать каких-либо локальных предпочтений и получить экономию за счет масштаба, чтобы поддерживать хорошие цены»,— считает он.

Сам господин Кампрад неоднократно цитировал высказывание политика — уже неважно, реального или выдуманного — который сказал якобы, что «IKEA повлияла на процесс демократизации больше, чем многие политические меры, вместе взятые».

В 2005 году британский архитектурный журнал Icon также написал, что Ингвар Кампрад повлиял на вкус людей в мире больше, чем кто бы то ни было другой: «Если бы не IKEA, у большинства людей в мире не было бы доступа к недорогому современному дизайну».

IKEA иногда критикуют — за то, что она приучает людей к легко заменяемой мебели, вытесняет мелких местных производителей, некоторые не любят ее дизайн, считая его слишком лаконичным или слишком распространенным, а потому пошлым. Однако такая критика в ее адрес раздается реже, чем в адрес многих других компаний, предлагающих различные бюджетные и не слишком долговечные продукты.

Скромное процветание

Ингвар Кампрад перед открытием нового мебельного магазина IKEA в пригороде Стокгольма.1965 год

Фото: JACOB FORSELL / TT NEWS AGENCY / TT News Agency / AFP

Для своих сотрудников еще в 1978 году господин Кампрад написал «Завет торговца мебелью». Вероятно, не случайно там было использовано то же слово, что в название Ветхого и Нового Заветов — текст немного напоминает устав достаточно светской и вполне практически направленной, но секты. «Завет» должен был стать руководством для сотрудников: Ингвар Кампрад ожидал от них среди прочего скромности, вежливости, приверженности «духу IKEA» и понимания ценности простоты в организации работы. Говорят, господин Кампрад периодически анонимно заходил в магазины IKEA по всему миру и общался там с сотрудниками и клиентами.

Принципов простоты и бюджетности в IKEA придерживались в самых разных сферах. Большинство магазинов сети построено в пригородах с довольно дешевой землей, а многие материалы компания покупает со скидкой. В магазинах мало сотрудников, а покупателям предоставлена максимальная свобода ходить, лежать на кроватях и так далее. При этом компания старается минимизировать аутсорсинг — у нее собственное производство, собственные дизайнеры и даже собственное банковское подразделение.

Господина Кампрада как-то спросили про возможность IPO — он ответил, что IKEA никогда не станет публичной компанией, потому что хочет обеспечивать свои потребности в капитале самостоятельно.

Все эти принципы принесли IKEA успех. Первый физический магазин компании был открыт в 1958 году, а уже в 1960-х открылся магазин в Стокгольме — вскоре магазины появились и в других шведских городах, а также в Норвегии и Дании. Низкие цены в IKEA возмущали конкурентов, и они попытались устроить сети бойкот — но компания просто стала покупать еще более дешевые материалы в Польше, а затем и в развивающихся странах. Вскоре это стало частью концепции — покупать материалы и производить продукцию в тех странах, где это стоит дешево.

Посетители магазинов IKEA могут свободно посидеть, полежать и потрогать любые товары

Фото: Петр Кассин, Коммерсантъ

Еще в 1951 году компания начала выпускать свои каталоги — позже они, как и многое другое в IKEA, стали легендарными. В 2016 году тираж каталога достиг максимума — около 200 млн экземпляров в 69 версиях на 32 языках в более чем 50 странах. А в 2020 году компания объявила, что перестанет выпускать каталоги в бумажном виде и оставит только цифровую версию.

В 1975 году был открыт первый магазин в Австралии, в 1985-м — в США, в 1990-е — во многих странах Восточной Европы.

Еще в 1988 году господин Кампрад сам приехал в СССР, чтобы договориться о производстве и создании магазинов. Правда, из-за тяжелой экономической ситуации и других сложностей открыть первый магазин в России удалось только в 2000 году.

По данным на апрель 2022 года, у IKEA было 466 магазинов в 63 странах. В 2021 году выручка Inter IKEA Group составила €25,6 млрд, а чистая прибыль — €1,4 млрд. Сам господин Кампрад объявил о том, что отходит от дел, еще в 1986 году. Однако окончательно он перестал заниматься делами IKEA только в 2012 году, передав управление компанией троим сыновьям.

Экономия на одежде и налогах

Ингвар Кампрад у стокгольсмского магазина IKEA. 1989 год

Фото: LARS NYBERG / SCANPIX SWEDEN / AFP

Сам Ингвар Кампрад всегда славился своей бережливостью, переходящей в скаредность. «У меня репутация скупердяя, и я очень ею горжусь»,— как-то сказал он. Около двух десятилетий он ездил на купленном в 1993 году автомобиле Volvo 240 GL и сменил машину, только когда ездить на старой стало попросту опасно. В одном интервью господин Кампрад рассказал, что всю одежду он покупает на блошиных рынках. В другом интервью он сказал, что почти никогда не стрижется в Европе: «Обычно я стараюсь подстричься, когда бываю в развивающихся странах. В последний раз это было во Вьетнаме». А еще он всегда летал экономклассом и жил в недорогих отелях.

Принципы господина Кампрада, которые он положил в основу IKEA, хорошо сочетаются с современными идеями заботы об экологии и осознанного потребления. В своем «Завете» он в числе прочего писал, что «пустая трата ресурсов — смертный грех в IKEA». Так, господин Кампрад требовал от сотрудников, чтобы они всегда использовали обе стороны листа — для экономии.

Детская игровая площадка перед магазином IKEA в Москве. 2009 год

Фото: Александр Кряжев, Коммерсантъ

Однако бережливость господина Кампрада проявилась и по-другому: его возмущали очень высокие шведские налоги, которые и правда были выше, чем в большинстве других стран, и он решил увести бизнес из страны. В 1973 году сам господин Кампрад уехал из Швеции — после этого больше 40 лет он жил в Швейцарии. С тех пор и до возвращения в Швецию за несколько лет до смерти он не платил налоги на доходы в стране. Сама IKEA также уже давно не является шведской компанией в юридическом смысле — через сеть компаний она принадлежит нидерландскому фонду Stichting INGKA Foundation, созданному господином Кампрадом в 1982 году, и еще одному образованному им фонду — лихтенштейнскому Interogo Foundation. Все их контролируют члены семьи Кампрад.

Стремление не платить налоги в Швеции стало еще одним — кроме членства в профашистских организациях — поводом для активной критики господина Кампрада. Тем более что он был одним из богатейших шведов — в 2018 году его состояние оценивалось Bloomberg в $58,7 млрд.

Возможно, образ крайне бережливого человека, который летает экономклассом и носит дешевую одежду, отражает не все стороны жизни господина Кампрада. Как отмечает The New York Times, в Швейцарии он жил в дорогой вилле с видом на Женевское озеро, кроме Volvo у него был и Porsche, кроме того, он владел виноградниками в Провансе. По мнению некоторых критиков, показная бережливость господина Кампрада была в немалой степени пиар-ходом, который должен был подать пример сотрудникам IKEA и продемонстрировать его собственную приверженность ценностям компании.

Дом Ингвара Кампрад в Эпаленже (Швейцария)

Фото: RDB / ullstein bild / Getty Images

В 2011 году, после смерти жены, господин Кампрад решил вернуться в Швецию. В 2014 году он действительно переехал туда — а в 2015-м впервые за несколько десятилетий заплатил налоги в Швеции: 6 млн шведских крон на доход 17,7 млн крон (около €1,9 млн). Через три года, 27 января 2018-го, Ингвар Кампрад умер в своем доме в Смоланде «после непродолжительной болезни» — ему на тот момент был 91 год. В своем завещании он оставил половину своего состояния — то есть более $20 млрд — благотворительным организациям. Господин Кампрад, долгие годы не плативший налоги в Швеции, все же решил вложить миллиарды в ее развитие: основная часть этой суммы должна была пойти на развитие Норрланда — самой северной провинции Швеции, еще часть — на образовательные проекты в его родном Смоланде.

Яна Рождественская

Вся лента