По всей скрытности закона
Полиция представила новую инструкцию по надзору за дорожным движением
ГИБДД отказалась от идеи разрешить сотрудникам без формы на гражданских машинах оформлять протоколы на нарушителей в рамках «скрытого надзора». Это следует из очередной версии инструкции для ДПС по контролю за движением, представленной МВД. Документ категорически запрещает инспекторам в общении с водителями высказывания дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, а также предвзятые замечания и оскорбления. Более того, сотрудников ГИБДД обяжут помогать автомобилистам, машины которых эвакуировали на штрафстоянку за городом.
ГИБДД разместила на regulation.gov.ru проект нового порядка по надзору за дорожным движением, который должен прийти на смену действующему с 2017 года соответствующему регламенту (приказ МВД №664). «Порядок разработан с учетом анализа проблемных вопросов, возникающих при осуществлении надзора за соблюдением участниками движения требований законодательства, а также предложений подразделений Госавтоинспекции на региональном уровне»,— говорится в пояснительной записке.
Это уже третья по счету версия документа с июня 2021 года. Первоначально Госавтоинспекция хотела ввести в приказ понятие «скрытого надзора», когда инспекторам без формы на автомобилях без цветографических схем позволялось следить за движением и совершать «административные действия» с нарушителями (оформлять протокол и пр.). Разъяснений от МВД о необходимости тех или иных корректив на всех этапах разработки приказа не было.
В результате термин из проекта убрали, оставив действующую конструкцию: инспекторы без формы на обычных машинах могут следить за движением, но при выявлении нарушителей передают информацию наряду ДПС на служебном авто, который и будет общаться с водителем.
В новой редакции появилось уточнение: при использовании «гражданской» машины инспектору запрещено «совершать действия, вынуждающие участников движения нарушать ПДД».
Документ разрешает инспекторам вскрывать автомобиль, в том числе путем «проникновения» в транспортное средство. Эта норма перекочевала из редакции закона «О полиции», вступившей в силу в конце 2021 года. Вскрытие разрешено в том числе для обеспечения безопасности граждан во время ЧС или при массовых беспорядках, для задержания подозреваемых в преступлениях лиц, для проверки сообщения об угрозе теракта.
Ряд нововведений касается общения инспектора и водителя.
Вводится, к примеру, запрет для сотрудников ДПС пользоваться телефонами водителей (сейчас запрещено брать деньги, вещи и предметы). Причины появления такого пункта МВД опять-таки не поясняет. Вероятно, это связано с распространенными случаями, когда нарушители просят инспектора взять трубку, чтобы поговорить с родственником или другом, якобы имеющим связи в силовых структурах. Водитель, отметим, зачастую требует от инспектора и показать документы, к примеру, о проведении рейда, во время которого его остановили. Участник движения может ознакомиться с этими документами, но, согласно новому регламенту, только в подразделении Госавтоинспекции или отделе полиции.
Во время перемещения автомобиля на штрафстоянку инспекторы теперь будут обязаны находиться рядом с эвакуатором, пока он не тронется с места (по закону авто должны вернуть, если вернулся владелец). В случае если процедура проходит за пределами города, сотрудник ДПС после завершения всех процедур (к примеру, после оформления материалов за пьяное вождение) должен будет «оказать содействие» нарушителю в проезде до ближайшего населенного пункта. В действующем приказе сказано, что инспектору следует «воздерживаться» от высказываний дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, а также от предвзятых замечаний и оскорблений, в новом это уже прямо «запрещено».
Текст сильно сократился в объеме по сравнению с действующим регламентом, отметил капитан ГИБДД в отставке, основатель общественного проекта «Подслушано у ДПС» Валентин Ильинов.
Рядовому инспектору, к примеру, будет тяжело разобраться с тем, какие документы можно требовать у иностранца, обладающего дипломатическим иммунитетом, какие действия можно предпринимать при остановке судьи или следователя — сотрудник, по его мнению, просто связываться с этим не будет. Отказ от идеи скрытного надзора господин Ильинов объясняет тем, что автомобилисты пристально следят за всеми патрулями, и если «нераскрашенная» машина ДПС «засветится», ее фотография сразу же окажется во всех пабликах — смысла в таком патрулировании уже не будет. Применяемая сегодня схема, говорит Валентин Ильинов, когда инспектор на гражданской машине передает видео нарушения наряду ДПС, отработана и нареканий не вызывает.