Генеральный консул Узбекистана в Ростове-на-Дону Рустам Курганбаев:

«Наша страна заинтересована в импорте из донского региона не только промышленной продукции, но и продовольствия»

В конце апреля «Коммерсантъ-Юг» провел в донской столице круглый стол «Логистика на Юге в условиях санкций и ограничений», в рамках которого обсуждались вопросы внешней торговли, в том числе и со странами Центральной Азии. Приглашенный на мероприятие Генеральный консул Республики Узбекистан в Ростове-на-Дону Рустам Курганбаев поделился возможностями выстраивания взаимовыгодного сотрудничества российских и узбекских предпринимателей. «Ъ-Юг» публикует в сокращенном виде ответы дипломата на вопросы, прозвучавшие на мероприятии.

— Как вы оцениваете результаты взаимной торговли между странами по итогам прошлого года и перспективы ее роста в 2022 году?

— Внешнеторговый оборот между нашими странами год от года стабильно растет. При этом по итогам 2021 года Россия заняла первое место среди основных внешнеторговых партнеров нашей страны с 18%, что составляет около 8 млрд долларов. На две десятые процента от нее отстает Китай, далее следуют Казахстан, Турция и Корея. В Узбекистане уверены, что и текущий 2022 год продемонстрирует стабильный рост двусторонней торговли, несмотря на все трудности современных международных отношений.

Также мы уверены в наличии значительных возможностей для увеличения взаимной торгово-экономической деятельности. В последние пять лет продолжается активное освоение узбекистанского рынка российскими бизнесменами. Так, по данным Госкомстата Узбекистана по состоянию на 1 февраля 2022 года, Россия занимает 1-е место по количеству открытых предприятий (их 2313), на втором и третьем местах — Китай с 1948 предприятиями и Турция с 1912 компаниями.

Мы призываем предпринимателей юга России более активно осваивать рынок нашей республики, все еще имеющий многочисленные ниши для развития бизнеса. И, несомненно, на увеличение взаимной торговли способен повлиять активный обмен бизнес-миссиями, проведение бизнес-форумов, взаимное посещение предприятий. Поэтому мы также намерены значительно активизировать наши договоренности с Торгово-промышленной палатой и Минэкономразвития Ростовской области в текущем году и организовать как минимум по одной делегации из и в Узбекистан.

— Что Узбекистан готов предложить Ростовской области и в каких товарах из донского региона заинтересован сам Узбекистан?

— Наша республика готова предложить российским предпринимателям хорошие условия ведения бизнеса, развитую инфраструктуру, дешевую рабочую силу и дружелюбное партнерское отношение. Если говорить о продукции, экспортируемой на юг России из нашей страны, то это прежде всего текстиль, химическая продукция, электротехника, кожгалантерея, кабельно-проводниковая продукция, а также, несомненно, мы всегда предлагаем россиянам наши известные на весь мир туристические бренды — Ташкент, Самарканд, Бухару и Хиву.

Наша разнообразная, экологически чистая и очень вкусная сельхозпродукция, к сожалению, неконкурентноспособна на юге России из-за дальней дороги, таможенных пошлин и наличия как местной, так и закавказской сельскохозяйственной продукции. Она в основном поставляется в две столицы — Москву, Санкт-Петербург и их области, а также на Урал и в Сибирь. Осенью 2021 года запущен совместный с «РЖД» рефрижераторный проект «Агроэкспресс».

В свою очередь, Узбекистан заинтересован в импорте из донского региона товаров не только таких промышленных гигантов, как «Ростсельмаш» и «Роствертол», но и других предприятий. Вместе с этим большую часть импорта занимают продовольственные товары — подсолнечное масло, сахар, пшеница, рис, гречка, кукуруза и другие. Сторонами активно реализуется проект строительства первой в Центральной Азии АЭС, на которой будет востребована продукция волгодонских предприятий.

— Что способствует развитию партнерских отношений? Планируется ли организовать бизнес-миссии российских импортеров и экспортеров в Узбекистан?

— Можно с уверенностью сказать, что за последние 5 лет активная деятельность как госорганов двух стран, так и самих предпринимателей значительно и позитивно повлияла на развитие внешнеэкономической деятельности. Кроме этого такие факторы, как общая история, культура и традиции, знание русского языка, а также отсутствие каких-либо политических разногласий, несомненно, способствуют сближению наших стран и народов, что воплощается во всех сферах жизнедеятельности, в том числе и в экономических связях.

В настоящее время ведется активная работа по полноправному сотрудничеству Узбекистана с Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС). В прошлом году наша страна приобрела статус наблюдателя и уже является участником многих проектов и программ сообщества — среди них электронная торговля, цифровизация ж/д грузоперевозок, логистический проект «Евразийский агроэкспресс» и другие.

Узбекистан завершает согласование дорожной карты взаимодействия с Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) и процедур по присоединению к Евразийскому банку развития (ЕАБР). При этом товарооборот со странами ЕАЭС в 2021 году увеличился на 30% и составил около 13 млрд долларов.

Как было отмечено выше, для дальнейшего развития кооперационных связей необходима активизация обмена бизнес-делегациями и поездками отдельных бизнесменов. В связи с этим наше Генконсульство готово оказать любое необходимое содействие предпринимателям юга России в организации их деловых поездок в Узбекистан — поиске потенциальных партнеров, организации встреч и посещений предприятий.

— Можно ли рассматривать Узбекистан как важного партнера при транзите товаров с юга России в Китай и обратно?

— На современном этапе транзит товаров из России в Китай и обратно осуществляется через территорию Казахстана (существует 2 пункта пропуска), а также посредством Забайкальской железной дороги. Но данный путь лежит севернее Ростовской области и предполагает огибание Каспийского моря.

В связи с этим предлагается возрождение другого пути, который мог бы соединять юг России с Китаем, как это было во времена Великого шелкового пути, возрождение которого, кстати, реализуется в рамках ШОС программой «Один пояс — один путь». В рамках этого проекта ведется строительство полноценных автомобильной и железнодорожной трасс между Узбекистаном и Китаем через Кыргызстан в обход Казахстана.

Летом 2021 года был открыт новый транспортный коридор из Китая в Узбекистан через Кыргызстан, который частично является автомобильным и частично железнодорожным. Но это, скорее, промежуточный проект, предворяющий реализацию проектов программы «Один пояс — один путь».

Узбекистан мог бы играть важную транзитную роль для юга России и Кавказа в случае реализации нового проекта Транскаспийского морского пути, предполагающего строительство морского порта на уровне Ростовской области, например, в Калмыкии. Данную идею высказывал глава Республики Калмыкия Бату Хасиков еще до пандемии, но данная инициатива все еще находится в начальной стадии. В настоящее время товарооборот между югом России и Центральной Азией осуществляется автомобильным и железнодорожным транспортом, огибая с севера Каспийское море, что значительно удорожает продукцию и занимает время.

Этого можно было бы избежать, построив один коммерческий порт на российском берегу в середине западного побережья Каспия, либо расширив возможности порта Махачкалы, который сейчас в основном предназначен для транзита нефти. Астраханский порт (как и порт Оля), находясь на севере Каспия, очевидно, не решает вопрос транзита товаров с юга России в Центральную Азию.

В свою очередь, с восточной стороны уже функционируют современные порты в г. Туркенбаши и г. Актау, которые активно взаимодействуют с портами Ирана и Азербайджана, перевозя грузы из стран Центральной Азии и Китая.

Привлекательным продолжением этого проекта может стать активно продвигаемый в настоящее время при участии «РЖД» проект по строительству железной дороги из Узбекистана в Персидский залив через Афганистан и Пакистан, который в перспективе позволит российским грузам беспрепятственно достигать рынков Индии, Пакистана и Афганистана.

— Какие преференции предоставляют особые экономические зоны Узбекистана для предпринимателей из России?

— Сегодня на территории Республики Узбекистан функционируют 22 свободные экономические зоны (СЭЗ). Из них наиболее известна СЭЗ «Навои», созданная совместно с южнокорейскими партнерами и использующая крупный логистический центр аэропорта Навои, а также активно развивающаяся СЭЗ «Джизак». Следует отметить, что 8 из 22 СЭЗ занимаются выпуском лекарственных препаратов и медоборудования. Другие СЭЗ также активно развиваются и производят самую разнообразную продукцию.

Предоставляемые государством преференции не различаются в зависимости от стран, а предоставляются всем инвесторам на равноправной основе, изменяясь в лучшую сторону в зависимости от суммы инвестиций. В целом предприятия — участники СЭЗ освобождаются от ряда налогов (налога на прибыль, налога на имущество, земельного налога), от обязательных отчислений в госфонды, а также от различных таможенных платежей. В свою очередь, государство гарантирует подключение предприятий к инженерно-коммуникационным сетям. Более подробную информацию вы можете получить на сайте Агентства по привлечению иностранных ивестиций: www.invest.gov.uz.

Справка

По данным Министерства экономического развития Ростовской области, в 2021 году доля азиатских стран во внешней торговле региона составила около 49% донского экспорта. Республика Узбекистан является одним из перспективных внешнеторговых партнеров Ростовской области. С июля 2019 года плодотворно работает Генеральное консульство Республики Узбекистан в Ростове-на-Дону. В 2021 году между Ростовской и Джизакской областями было подписано соглашение о сотрудничестве. Внешнеторговый оборот донского региона с Узбекистаном по итогам 2021 года составил около $ 166,2 млн (экспорт — $ 99,5 млн, импорт — $ 66,6 млн), увеличившись по сравнению с 2020 годом на 10%, или на $ 15,2 млн.

Вся лента