Снаряды без очереди

В спортзалах Черноземья становится меньше любителей фитнеса

В 2021 году в России количество посетителей фитнес-клубов сократилось на четверть, подсчитала FinExpertiza на основе данных Росстата. В Черноземье наибольшее падение зафиксировано в Орловской области — 2,5 раза. В этом регионе также зафиксирована наименьшая доля посетителей спортзалов — 3%. Единственным регионом Черноземья, где количество желающих заниматься в фитнес-клубах выросло, оказалась Курская область. Участники рынка отмечают, что содержание спортивного зала становится все дороже, а стоимость открытия нового клуба возросла сразу на 40%. Аналитики ожидают дальнейшего падения показателей этого бизнеса.

Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ

Число россиян, систематически посещающих фитнес-клубы и спортивные секции, аналитическая служба международной аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza подсчитала на основании данных Росстата. Это ведомство провело опрос «в рамках выборочного наблюдения состояния здоровья населения за 2020 и 2021 годы». Опрашивали жителей регионов 3–79 лет.

Наибольшее снижение числа посетителей фитнес-клубов в Черноземье зафиксировано в Орловской области — в 2,5 раза до 19,9 тыс. Мужчин в залах стало меньше на 64,9%: 11,6 против 33,2 тыс. У женщин показатель упал на 52,4% до 8,3 тыс. Доля посещающих фитнес-клубы жителей области составила 3% (3,8% у мужчин и 2,3% у женщин) — это наименьший показатель среди всех регионов России. Годом ранее таких было 10,6% (10,6% у мужчин и 4,8% у женщин).

В 1,6 раза упало количество посещающих спортзалы жителей Тамбовской области — на 26,8 тыс. до 45,1 тыс. Среди них мужчин было 23,6 тыс., что на 37,2% меньше данных 2020 года. У женщин показатель упал на 34,6% до 21,6 тыс. Доля посетителей спортзалов составила 4,9% (5,4% у мужчин и 4,5% у женщин). Регион находится на девятом месте в России по этому показателю. Годом ранее доля была 10,6% (8,2% у мужчин и 7,3% у женщин).

В Белгородской области число занимающихся в залах людей также сократилось в 1,6 раза, на 88,1 тыс. человек до 136,2 тыс. При этом почти вдвое сократилось количество жещнин, посещающих фитнес-клубы — до 64,8 тыс. У мужчин показатель сократился на 33,8 тыс. до 71,3 тыс. Доля посетителей спортзалов среди жителей региона составила 9,5% (10,6% у мужчин и 8,5% у женщин). В 2020 году показатель равнялся 15,6% (процент почти одинаков у обоих полов).

Количество посетителей фитнес-клубов Воронежской области упало на 47,8 тыс. человек до 218,3 тыс. Показатель так сократился в основном за счет женщин. В спортзалы перестали ходить 46,6 тыс. жительниц региона (остались еще 93,9 тыс.). У мужчин показатель упал всего на 0,9% до 124,4 тыс. Общая доля посетителей фитнес-клубов составила 10,3% (12,5% у мужчин и 8,3% у женщин), тогда как годом ранее она равнялась 12,4% (процент почти одинаков у обоих полов).

В Липецкой области посещаемость сократилась на 34 тыс. до 110,8 тыс. В регионе в спортзалы перестали ходить 19,5 тыс. женщин (снижение на 28% до 49,5 тыс.) и 15,5 тыс. мужчин (снижение до 61,3 тыс.). Доля посетителей фитнес-клубов составила 10,6% (12,5% у мужчин и 8,9% у женщин). Годом ранее показатель был 13,7% (15,4% у мужчин и 12,2% у женщин).

Единственным регионом Черноземья, где число посетителей спортзалов выросло, стала Курская область. Количество гостей фитнес-клубов увеличилось на 19,5 тыс. человек до 109,6 тыс. Регион стал шестым в России по приросту аудитории в спортзалах. У мужчин показатель увеличился на 9,4 тыс. до 46,1 тыс., у женщин — на 10,1 тыс. до 45,5 тыс. Общая доля составила 10,8% (13,6% у мужчин и 8,3% у женщин). Годом ранее она равнялась 8,8% (11,5% у мужчин и 6,5% у женщин).

Глава воронежской группы компаний Хамина (включает в себя фитнес-клубы «Триэль» и Publica Fitness) Евгений Хамин считает, что «желающих заниматься фитнесом, быть в форме стало больше», ведь бесплатная медицина сегодня «все чаще дороже, а та, что платная, все больше недоступная». При этом стоимость фитнес-услуг «немного подрастает».

«Клубы надо очень беречь: цена их открытия возросла на 40%: отделочные материалы, оборудование, тренажеры наша страна практически не производит»,— пояснил бизнесмен.

По его словам, в пять раз меньше стало обращений IT-специалистов за клубным членством, «а те, что занимались, частично куда-то делись».

Гендиректор «Классических инвестиций» Юрий Федяев считает, что возвращение к допандемийным показателям прибыльности и посещаемости фитнес-залов в ближайшие два-три года невозможно. По прогнозам эксперта, в этом году доходы и продажи абонементов могут упасть на 12–15% к уровню 2019 года.

«За 2020 и 2021 годы, когда в той или иной мере действовали противоэпидемиологические ограничения, большая часть заинтересованного в этом населения нашла для себя способы активного времяпрепровождения и без посещения спортивных залов. Для значительной части населения поход в спортзал перестал быть безальтернативным способом заняться спортом. Как оказалось, спортом можно заниматься и самостоятельно, и на воздухе, и даже личного тренера вполне можно найти, не прибегая к посредничеству клуба»,— напоминает Юрий Федяев.

Он также указывает на падение реальных располагаемых доходов населения и рост безработицы в стране в целом. «Когда значительная часть населения живет в условиях экономии, в первую очередь расходы урезаются именно на спорт и досуг. Понятно, что сейчас активно развивается ниша бюджетных фитнес-клубов, но очевидно, что это не способствует росту прибыли на рынке в целом»,— объясняет господин Федяев.

Однако, по его мнению, «относительно высокий спрос» на услуги фитнес-залов может быть сохранен, так как в кризисные периоды люди «начинают уделять значительно больше внимания вопросам здоровья, поскольку здравоохранение и лекарства становятся менее доступными финансово».

По оценке президента Ассоциации операторов фитнес-индустрии (АОФИ) Ольги Киселевой, объемы посещаемости и выручки российской фитнес-индустрии из-за санкций в ближайшие шесть месяцев могут снизиться на 40–50%.

Свой прогноз она объяснила увеличением затрат (в совокупности на 30%) на расходные материалы, уборку, соблюдение санитарных требований и арендную плату отечественных фитнес-клубов. Как заявила госпожа Киселева, уже очевидно «стремительное падение клиентского спроса, посещаемости, выручки». Также она подтвердила, что проблемой для фитнес-индустрии может стать оборудование, которое производится преимущественно за рубежом (импортозамещение закрывает не более 10–15% рынка силовых тренажеров).

«Клубы не смогут закупить новое оборудование, а техническое обслуживание и ремонт действующих также остаются под вопросом в отсутствие комплектующих и запчастей»,— пояснила президент АОФИ. По данным организации, в прошлом году в РФ убытки получили свыше 50% фитнес-клубов.

Александр Прытков

Вся лента