Ненужные услуги «отвязались» от покупателей
Какие изменения внесены в закон «О защите прав потребителей»
Россияне смогут отказаться от навязанных товаров и лишних опций. Их включение в договор считается недопустимым, соответствующие поправки в закон «О защите прав потребителей» вступили в силу. Теперь пострадавшие покупатели смогут претендовать на возмещение ущерба — выплатить его недобросовестные продавцы должны в течение 10 дней. Но сможет ли закон действительно защитить потребителей? Разбирался Григорий Колганов.
Если верить жалобам в соцсетях, обладателями бесполезного продукта в придачу к нужному, ежегодно становится немалая часть россиян. При этом чаще других им навязывают страховые услуги. «Не могу оформить ОСАГО без покупки страхования жизни», «Не могу приобрести авто без двух-трех полисов, которые прилагает к нему дилер», «Не могу взять кредит без страховки»,— это лишь некоторые примеры публикаций в интернете.
Однако сетовать россиян заставляют далеко не только автосалоны и финансовые компании. К примеру, жительнице Подмосковья Александре попытались навязать услугу, когда она отправилась покупать новый телефон: «Ребенок потерял телефон, и нужно было срочно купить новый. Поехала в ближайший салон МТС, выбрала простенький Nokia. Пытаясь его приобрести, я узнала, что это невозможно сделать просто так — обязательно нужно покупать новый тарифный план, новую сим-карту.
В конечном итоге объяснив им, что идет нарушение закона о торговле, продавец сказал, что он в порядке исключения мне эти деньги вернет, но завтра, чтобы это было не день в день. А в процессе разговора выяснилось, что это негласное указание руководства салона — отказывать в продаже только телефонов».
Салоны связи, по словам собеседников “Ъ FM”, раньше навязывали услуги редко. Все изменилось в конце февраля, когда, как говорят эксперты, весь рынок оказался в стрессовой и новой для себя ситуации.
Именно этот факт больше всего настораживает правозащитников: якобы компании сейчас в попытке сохранить выручку, либо же попросту пользуясь тем, что зарубежные конкуренты уходят из страны, начинают диктовать свои условия клиентам.
В этом случае даже новые поправки в законодательство вряд ли смогут защитить покупателей, отмечает председатель правления Международной Конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин: «Поправки начали прорабатывать пять лет назад, абсолютно в другой экономике, когда была конкуренция, и когда законом можно было убрать с рынка худшие практики. Но в нынешних условиях эти нормы уже неактуальны. Дело в том что нарушено базовое условие, на котором и работает закон "О защите прав потребителя" — это конкуренция.
Поправки радикально не изменят политику участников рынка, ведь когда нет конкуренции, ты можешь делать все, что хочешь».
Но не все так драматично, говорят юристы. Они, наоборот, возлагают на поправки большие надежды. По их словам, суды всегда были не слишком благосклонны к потребителям. К примеру, покупателей заставляли доказывать, что услуги или товары им действительно навязали. Хотя, по закону, делать это истцы не обязаны — это задача ответчика.
К тому же не существовало критериев, что именно считать недопустимым условием в договорах. Так что собранных пострадавшими доказательств зачастую было недостаточно, чтобы убедить суд. Теперь ситуация должна измениться, да и сами компании вряд ли захотят доводить дело до публичных разбирательств, считает адвокат коллегии «Еврозащита» Людмила Трифонова: «Продавцы, которые дорожат своей репутацией, будут исполнять закон в досудебном, претензионном порядке. Что касается судебного процесса, здесь существует опасность: бывают разные ситуации, например, когда нет документов. В таком случае потребителю придется доказать тот факт, что он действительно понес убытки.
Но знак хороший, а практика будет вполне приемлемой, действующей»
Еще в декабре 2021 года власти принимали похожий закон — тогда навязывать услуги запретили банкам. После этого, по данным регулятора, количество жалоб на такие случаи снизилось на 20%.