Трамваям переводят стрелки на концессию
Нижний Новгород передает электротранспорт области для миллиардных вложений
Комиссии думы Нижнего Новгорода одобрили передачу в областную собственность всего имущества МП «Нижегородэлектротранс» — троллейбусов, трамваев, депо, тяговых станций, рельсов и контактной сети. Смена собственника связана с тем, что минтранс Нижегородской области готовит масштабный проект модернизации наземного электротранспорта с привлечением государственных и частных средств. Власти рассчитывают найти инвестора, с которым заключат концессионное соглашение на обновление подвижного состава и путевого хозяйства в течение 25 лет. На первом этапе регион готов вложить бюджетные деньги, но есть и потенциальные кандидаты в концессионеры.
Правительство Нижегородской области просчитывает проект концессионного соглашения с инвестором для масштабного развития сети электротранспорта, рассказал министр имущества и земельных отношений области Сергей Баринов на совместном заседании двух комиссий думы Нижнего Новгорода. Внеочередной вопрос касался передачи всего имущества МП «Нижегородэлектротранс» в собственность Нижегородской области. В перечне 96 нежилых зданий и помещений, 43 земельных участка, 21 сооружение и 564 единицы транспортных средств.
Региональные власти договариваются с Минтрансом РФ и Внешэкономбанком об участии в программе модернизации городского электротранспорта. «Это позволит привлечь средства инфраструктурного бюджетного кредита и Фонда национального благосостояния. Чтобы заключить концессионное соглашение, регион должен иметь право собственности на всю инфраструктуру, которая сегодня находится на балансе транспортного предприятия в муниципальной собственности», — объяснил господин Баринов.
Минимальный срок концессионного соглашения с инвестором, по его словам, предварительно составит 25 лет, объем будущих вложений начинается от 30 млрд руб. Цифра не окончательная: инвестиционная модель проекта пока просчитывается.
Планируется, что часть необходимых вложений кроме федеральных и частных средств обеспечит региональный бюджет, а также само транспортное предприятие выручкой от перевозки пассажиров.
Министр рассказал, что в рамках концессионного соглашения, которое может быть заключено до конца года, планируется реконструировать всю наземную инфраструктуру предприятия: трамвайные пути, подстанции, провода, а также обновить подвижной состав, депо и систему управления трамваями.
«Предполагается увеличить среднюю скорость электротранспорта с сегодняшних 10 км/ч до 20 км/ч. По сути, трамваи можно будет назвать скоростными, они обеспечат больший пассажиропоток», — подчеркнул Сергей Баринов. Руководитель Центра развития транспортных систем Нижегородской области Артем Бафанов добавил, что транспортная реформа в регионе разделена на две части: масштабные инфраструктурные изменения в системе электротранспорта и управления общественным транспортом.
В 2020 году соответствующими полномочиями уже наделили областные власти, которые теперь ответственны за организацию перевозок и тарифное регулирование. В 2021 году на областной уровень переданы полномочия по заключению госконтрактов с перевозчиками по регулируемым тарифам. В 2022 году на базе Центра развития транспортных систем создан единый оператор, который занимается диспетчеризацией всего общественного транспорта, разработкой новой мультимодальной транспортной сети нижегородской агломерации и синхронизацией работы общественного транспорта по муниципальным и межмуниципальным маршрутам.
«Мы находимся на заключительном этапе формирования этой системы, проводим общественные обсуждения и надеемся, что к концу мая примем окончательное решение по новой маршрутной сети в Нижнем Новгороде», — добавил господин Бафанов.
Консолидация автотранспортных предприятий на уровне области (в 2020 году региону были переданы автобусные парки «Нижегородпассажиравтотранса». — «Ъ») упростит не только организацию работы общественного транспорта, но и их финансирование, добавил руководитель госучреждения.
Планируется, что на модернизацию трамвайно-троллейбусного хозяйства региональные власти смогут привлечь первые 10 млрд руб. в качестве субсидии федерального бюджета. Для этого «Нижегородэлектротранс» обязательно должен быть в региональной госсобственности. Впрочем, привлечение концессионера — одна из возможных мер реализации программы, закупки новых трамваев и троллейбусов могут пройти по лизингу. Первый этап запланирован уже в 2022 году. Как отметил господин Бафанов, регион может самостоятельно заменить от 70 до 100 старых трамваев, износ которых достиг 80–90%.
Депутаты комиссий единогласно одобрили передачу имущества «Нижегородэлектротранса». «Считаю, что конечные потребители — жители Нижнего Новгорода — должны получать качественную транспортную услугу. Абсолютно неважно, в чьем ведении будет предприятие. Главное, чтобы оно развивалось и росло», — заметил председатель комиссии гордумы по транспорту и дорожному хозяйству Станислав Прокопович. Зампреду думы Николаю Сатаеву докладчики пообещали, что водителям и кондукторам повысят зарплату, а трамвайные линии в перспективе предполагается продлить не только в Сормово, но и в Щербинки и Новинки.
В четверг депутаты городской думы соберутся на внеочередное заседание, чтобы принять окончательное решение по передаче имущества. Источник в кремле утверждает, что в качестве потенциального концессионера рассматриваются группы «Мовиста» и «Синара», которые реализуют проекты обновления городского транспорта в других регионах.