Вот Zara за
Екатеринбуржцы подали более 100 заявок на регистрацию иностранных брендов
За последний месяц в Роспатент было подано 105 заявок от екатеринбуржцев с попыткой регистрации известных международных брендов. Среди них: Netflix, Louis Vuitton, Nesquik, Zara, Tuborg и другие. Большинство заявок подал бизнесмен, занимавшийся строительными проектами, Алексей Жабреев. Массовая подача заявок началась после приостановки деятельности зарубежных компаний в России из-за спецоперации на Украине. Юристы уверены, что шансы на регистрацию товарных знаков у россиян минимальны, поскольку иностранные компании тщательно защищают интеллектуальную собственность, и только добровольно могут снять охрану с брендов в России.
«Ъ-Урал» проанализировал заявки на регистрацию товарных знаков, размещенные на сайте Роспатента, обнаружив более 100 — от предпринимателей из Екатеринбурга. Так, в апреле 102 заявки подал Алексей Жабреев, который был связан со строительной компанией «Фортис».
Среди иностранных знаков, на которые он претендует, указаны Netflix, Louis Vuitton, Nesquik, Tuborg, BlaBlaCar, Guinness, Royal Canin, Spotify, Tiffany & Co., Twix, Oriflame, Hilton и многие другие.
Господин Жабреев от комментариев, зачем ему эти бренды, отказался. Судя по документам, опубликованным на сайте Роспатента, пошлину для рассмотрения заявок он не оплачивал. При этом во всех заявкам фигурируют все существующие 45 классов международной классификации товаров и услуг (МКТУ).
Более избирательнее к регистрации подошли другие заявители. Так, ООО «НОН» подало заявку на товарный знак Zara. Связаться с владельцем компании Павлом Морозовым не удалось. На сайте компании указано, что она производит шапки, куртки, костюмы. Заявка подана на два класса №25 и №35. Первый связан с одеждой, обувью, головными уборами, второй — с рекламой и менеджментом в сфере бизнеса.
На Zara.Rus подала заявку ИП Елена Ортенго. Отметим, что пошлина в обоих случаях оплачена, следует из данных Роспатента. На товарный знак Lays заявился ИП Вадим Харрасов. Объем регистрации он просит распространить на класс МКТУ №29 — включает, в основном, продовольственные товары животного происхождения, а также овощи и садово-огородные продукты, подготовленные для употребления или консервирования.
После начала военной спецоперации (СВО) на Украине, когда мировые бренды стали один за другим заявлять о приостановке работы или полном уходе из России, многие бизнесмены решили зарегистрировать успешные товарные знаки на себя. Первым известным случаем заявки на иностранный бренд стал «Макдональдс».
В середине марта его хотела зарегистрировать жительница Москвы Екатерина Петрунина. Заявка подана классы МКТУ №41 и №43, что позволяет под этим брендом открывать кафе, закусочные и рестораны, а также готовить еду навынос, организовывать дискотеки, мастер-классы и костюмированные представления, писало агентство «Москва». Позднее РБК обнаружил в документах Роспатента более 50 таких заявок. Среди марок, на которые претендуют российские предприниматели, — бренды платежных систем Mastercard и American Express, автомобилей Audi и Mercedes-Benz, фешен- и бьюти-брендов, например Levi's и Christian Dior, а также Shiseido и Clarins и десятки других.
Управляющий партнер коллегии адвокатов «Дедков и партнеры» Евгений Дедков считает желание российских бизнесменов зарегистрировать иностранные бренды в целом логичным: после начала СВО в законодательстве появилась категория недружественных стран, что, вероятно, и натолкнуло на мысль о возможности получения прав на бренды.
Однако, обращает внимание юрист, такая практика основана на общем заблуждении. «Как правило, иностранные компании тщательно подходили к защите интеллектуальной собственности, имели регистрацию на товарный знак в разных исполнениях (словесное обозначение, цветное, черно-белое, то есть серия товарных знаков). Такие пакеты интеллектуальной собственности были сформированы и эти права никуда не ушли»,— отметил он.
По словам юриста, в России товарный знак может прекратить свою охрану либо в силу заявления правообладателя об отказе, либо в силу неуплаты очередных пошлин (оплачиваются каждые 10 лет после регистрации знака). «То есть могут быть пассивные действия правообладателя, если он не оплачивает очередную пошлину спустя 10 лет, то на территории России прекращается охрана этого товарного знака», — говорит господин Дедков.
По его словам, оплата пошлины при подаче заявки может превышать 100 тыс. руб. (тут стоит учитывать объем охраны знака по количеству классов МКТУ и работу юристов или патентных поверенных, если компания подает заявку несамостоятельно). А срок проверки новой заявки может доходить до года.
При этом, если компания не оплачивает пошлину при подаче заявки, то она будет считаться отозванной. Господин Дедков добавил, что по каждой заявке Роспатент будет выносить индивидуальное решение. «Представляется, что ситуация по большинству заявок будет печальной», — считает Евгений Дедков.
По его словам, единственным реальным послаблением в части смягчения режима защиты интеллектуальной собственности в России стало формирование списка товаров, которые утвердило правительство РФ в рамках параллельного импорта. Он позволяет ввоз в страну востребованных оригинальных товаров иностранного производства без согласия правообладателей, то есть, минуя дилеров, уполномоченных правообладателем. В список вошли мебель, часы, отопительное оборудование, автомобили, суда, музыкальные инструменты, фотоаппараты, кинокамеры, оружие. Полный список опубликован на официальном портале правовой информации.