Таксистам сулят перемены
Как к новому законопроекту об агрегаторах относится профессиональное сообщество
Правительство внесло в Госдуму новую версию закона об агрегаторах такси. Если инициатива будет поддержана, ФСБ получит автоматизирвоанный доступ к базам данных перевозчиков, в которых содержится вся информация о поездках. Кроме того, компании должны будут открывать отдельные представительства в каждом регионе присутствия, а общий объем машин в каждом субъекте федерации будет ограничен. Предлагается также унифицировать внешний вид и техническое оснащение автомобилей. Так, каждая машина должна иметь «шашечки» на крыше и опознавательный фонарь оранжевого цвета, а в салоне нужно установить устройство контроля за вниманием, усталостью и сонливостью водителя.
Впрочем, профессиональное сообщество относится к предложениям с долей скепсиса, говорит руководитель центра компетенций Международного евразийского форума «Такси» Станислав Швагерус:
«Осенью проходила процедура общественного обсуждения на федеральном портале проектов нормативно-правовых актов. Поступило огромное количество предложений и замечаний к разработанному тексту законопроекта. К сожалению, не все они были учтены. Что касается норм, которые содержатся в новом варианте, естественно, при подготовке ко второму чтению будут очень серьезные дискуссии между профессиональным сообществом, агрегаторами и представителями субъектов Российской Федерации. Я думаю из нынешних 120 страниц этого законопроекта останется 10-12, не больше».
Внесенный в Госдуму законопроект также подразумевает, что стать таксистами смогут не только индивидуальные предприниматели или сотрудники таксопарков, но и самозанятые. Агрегаторы смогут сотрудничать с ними напрямую и будут нести за них ответственность. Если предложение одобрят, водителей-нелегалов на дорогах станет меньше, говорит председатель Общественного совета по развитию такси Ирина Зарипова:
«Эта норма вводит в правовое поле несколько миллионов человек, которые сегодня берут автомобили и идут подрабатывать.
Такая мера, как легализация самозанятых, принесет в том числе и бюджету налоги, потому что агрегатор будет платить с каждой транзакции в районе 4%.
Существенные препятствия могут быть при обсуждении таких требований, как аккредитация водителей такси, установка тахографов либо датчиков усталости.
То есть все, что связано с дополнительным оборудованием, либо с дополнительными требованиями, оно действительно может повредить экономике такси. Нас беспокоит дополнительное ОСАГО. Есть понятие ОСГОП, то есть это обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика, и вот в самом тексте законопроекта подразумевается как раз введение этой системы. А она направлена как раз на различные травмы пассажира.
Мы считаем, что сегодня суммы покрытия ОСАГО вполне достаточно, и это беспокоит бизнес, потому что сегодня проблема со страховкой не решена, она недоступна и дорожает, стоимость составляет больше 100 тыс. Если дополнительно к ОСАГО перевозчики еще начнут платить за ОСГОП, это может быть серьезной проблемой».
В рамках законопроекта правительство предписывает каждому региону вести по три реестра: с информацией об агрегаторах, автомобилях и непосредственно водителях. Все эти данные будут аккумулироваться в федеральной государственной информационной системе легковых такси (ГИС). Создание ресурса обойдется госбюджету почти в 300 млн руб.